Является ли вера прорицателю и гадателю большим куфром?
Подробная статья о данном вопросе
بسم الله الرحمن الحريم
Является ли вера прорицателю и гадателю большим куфром?
Передается, что Пророк, мир ему, сказал:
مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوِ امْرَأَةً فِى دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ
«Кто совокупился с женой во время месячных, или в заднее место, или пришел к прорицателю – тот проявил неверие в ниспосланное Мухаммаду»
И в некоторых риваятах:
فدصقه فيما يقول
«..и поверил ему в том, что он говорит..»
Передал этот хадис имам ат-Тирмизи, и данный хадис слабый, ослабил его имам аль Бухари и другие имамы хадиса, однако, с точно такими же словами есть асары от сподвижников, что указывает, что у хадиса есть основа.
Затем, какой смысл здесь имеется ввиду? Имеется ли здесь ввиду большое неверие, или малое неверие, не выводящее из религии?
Что мы увидели от ученых-саляфов и мухаккыков – что они толкуют этот и подобные этому тексты на малое неверие.
Сказал имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, упомянув хадис: «Кто совокупился с женой во время месячных, или в заднее место, или пришел к прорицателю и поверил ему в том, что тот говорит – тот проявил неверие в ниспосланное Мухаммаду» и другие подобные хадисы с малым неверием:
الَّذِي بَلَغَ كُفْرَ الرِّدَّةِ نَفْسِهَا فَهُوَ شَرٌّ مِنَ الَّذِي قَبْلَهُ , لِأَنَّهُ مَذْهَبُ الْخَوَارِجِ الَّذِينَ مَرَقُوا مِنَ الدِّينِ بِالتَّأْوِيلِ , فَكَفَّرُوا النَّاسَ بِصِغَارِ الذُّنُوبِ وَكِبَارِهَا
«Тот, кто истолковал эти хадисы самим куфром, влекущим вероотступничество, то это еще худшее толкование, чем предыдушее – потому что это убеждения хариджитов, которые вылетели из религии из-за своих толкований, и вынесли такфир людям за малые и большие грехи»
Источник: «Аль-Иман», Абу Убейда, стр. 39
[Я спросил шейха аль Хулейфи: "Но ведь не говорится на братьев и шейхов, кто ошиблись лишь в одном этом вопросе и лишь в понимании именно этого хадиса, что они хариджиты, но они просто согласились с ответвлением от их слова, верно?" Он сказал: "Да, верно, говорится, что это ошибка"]
Сказал имам ат Тирмизи, передав этот хадис:
وَإِنَّمَا مَعْنَى هَذَا عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ عَلَى التَّغْلِيظِ
«И смысл этого у ученых – что это лишь словесное ужесточение»
Источник: «Сунан ат-Тирмизи», 1/238
Также, имам Исхак Ибн Рахавейхи истолковал эти хадисы на малый куфр
Сказал Исхак приведя этот хадис:
وإن رأى قوم أن ذلك على الاستحلال يكون كفراً، فقد ذهبوا مذهباً حسناً
«Если кто-то посчитает, что это будет куфром, если он будет считать это дозволенным, то выберет хорошее мнение»
Источник: «Масаиль аль-Кавсадж», 4833-4834, см. также "Масаиль Харб аль Кирмани", 342
Также, от имама Ахмада два риваята касательно тафсира данного хадиса – первая, что это малый куфр, вторая – что не толкуется этот хадис, и не говорится ни большой, ни малый см. «Ат Тайсир», 350
Передал имам Ибн Батта эти хадисы, в разделе, который назвал:
بَابُ ذِكْرِ الذُّنُوبِ الَّتِي تَصِيرُ بِصَاحِبِهَا إِلَى كُفْرٍ غَيْرِ خَارِجٍ عَنِ الْمِلَّةِ
«Раздел об упоминании грехов, из-за которых впадает совершивший их в куфр, не выводящий из религии»
См. «Аль-Ибана Аль Кубра», 2/723
Также, имам аль-Лялякаи передал эти хадисы в разделе про тексты о малом куфре, см. «Шарх усуль аль итикад», 1002
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
فأما الكفر فنوعان : كفر أكبر وكفر أصغر فالكفر الأكبر : هو الموجب للخلود في النار والأصغر : موجب لاستحقاق الوعيد دون الخلود كما في قوله تعالى وكان مما يتلى فنسخ لفظه : لا ترغبوا عن آبائكم فإنه كفر بكم وقولهفي الحديث الصحيح : إثنتان في أمتي هما بهم كفر : الطعن في النسب والنياحة وقوله في السنن : من أتى امرأة في دبرها فقد كفر بما أنزل على محمد وفي الحديث الآخر : من أتى كاهنا أو عرافا فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل الله على محمد وقوله لا ترجعوا بعدي كفارا يضرب بعضكم رقاب بعض وهذا تأويل ابن عباس وعامة الصحابة فى قوله تعالى ومن لم يحكم بما أنزل الله فأولئك هم الكافرون
«Куфр есть двух видов – большой и малый
Большой куфр – обязывает к вечному пребыванию в Огне
Малый же куфр делает человека заслуживающим наказания меньшего, чем вечное пребывание в Огне. И это подобно словам Аллаха, чтение которых отменено: «Не отвращайтесь от ваших отцов, это – куфр», и словам Пророка в достоверном хадисе: «Две вещи в моей Умме куфр – порочение родословной, и причитания с плачем над покойником», и слова Пророка в хадисе пришедшем в Сунане: «Кто совокупился с женщиной в заднее место – проявил куфр в ниспосланное Мухаммаду», и в другом хадисе: «Кто пришёл к гадателю или прорицателю и поверил в сказанное им – проявил неверие в ниспосланное Мухаммаду», и также хадису: «Не становитесь после меня неверующими, рубящими друг другу головы», и также истолковали Ибн Аббас и все сподвижники слова Аллаха: «И кто судит не по тому, что ниспослал Аллах впал в неверие»
Источник: «Мадаридж ас-саликин», 1/336
Сказал имам Ибн Роджаб:
ورد إطلاق الكفر والشرك عَلَى كثير من المعاصي (التي) (*) منشؤها من طاعة غير الله أو خوفه أو رجائه، أو التوكل عليه أو العمل لأجله، كما ورد في إطلاق الشرك عَلَى الرياء (1)، وعلى الحلف بغير الله (2)، وعلى التوكل عَلَى غير الله والاعتماد عليه، وعلى من سوَّى بين الله وبين المخلوق في المشيئة، مثل أن يقول: ما شاء الله وشاء فلان وكذا قوله: ما لي إلا الله وأنت؛ وكذلك ما يقدح في التوكل وتفرد الله بالنفع والضر: كالطيرة، والرُّقَى المكروهة، وإتيان الكهان وتصديقهم بما يَقُولُونَ، وكذلك اتباع هوى النفس فيما نهى الله عنه، قادحٌ في تمام التوحيد وكماله ولهذا أطلق الشرع على كثير من الذنوب التي منشؤها من هوى النفس أنها كفر وشرك كقتال المسلم ومن أتى حائضا أو امرأة في دبرها ومن شرب الخمرة في المرة الرابعة وإن كان ذلك لا يخرجه عن الملة ولهذا قال السلف كفردون كفر وشرك دون شرك
«Пришло в Шариате называние куфром и ширком многих грехов, которые происходят по причине подчинения не Аллаху или опасения не Его или надежды ни на Него, или упования не на Него, или совершения дел не ради Него.
И это подобно тому, что пришло в хадисах, что показуха это ширк, и что клятва не Аллахом ширк, и упование не на Аллаха ширк, и сравнение между Аллахом и кем то другим в желании, сказав: «Как пожелал Аллах и ты», или «Нет у меня никого кроме Аллаха и тебя»
И также подобно тому, что портит упование и уединение Аллаха во вреде и пользе – как вера в дурные приметы, или использование порицаемых рукья, или приход к гадателям и вера в то что они говорят, и также следование страстям души в том, что запретил Аллах – это все нарушает полноту Таухида.
И поэтому в Шариате названы многие грехи, происходяшие по причине страстей души – куфром и ширком, подобно сражению с мусульманами, или совокуплению с женщиной в месячных или в заднее место, или питью алкоголя в четвертый раз – хоть все это и не выводит из религии.
И поэтому сказали саляфы: «Куфр меньший куфра, ширк меньший ширка»
Источник: «Шарх калиматиль ихляс», 24-25
Что же касается поздних ученых, то сам гадатель по му’тамад мнению в мазхабе Ахмада, опирающемуся на насс (прямой текст) Ахмада, не является кафиром и не убивается, см. «Аль Инсаф», 16/118, «Аль-Икна», 4/308, не говоря уже про шафиитский мазхаб и другие – так что же говорить про того, кто пришёл к нему и поверил ему?
И тафсыль в этом вопросе - это также слово некоторых ученых Неджда как Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман и Сулейман Ибн Сахман, взявших слова имама Ибн аль Каййима об этом.
И если кто то скажет: что же поддерживает слово этих саляфов в толковании хадиса на малый куфр, а не на большой?
Поддерживается это как со стороны асара, так и со стороны анализа
1. Что касается асара, то пришло в некоторых вариантах этого хадиса, а также в некоторых асарах от сахабов:
«مَنْ أَتَى عَرَّافًا أَوْ كَاهِنًا فَصَدَّقَهُ بِمَا يَقُولُ، لَمْ تُقْبَلْ لَهُ صَلَاةٌ أَرْبَعِينَ يَوْمًا
«Кто придет к прорицателю или гадателю и поверит в его слова – не будет у него принята молитва 40 дней»
Передал аль-Халляль в «Ас-Сунна», с достоверным иснадом от одной из жен Пророка, мир ему, и другие
И в этом ясное указание, что такой не является кафиром, потому что если бы он был кафиром – то его молитва не принималась бы вечно, а не только 40 дней.
2. Что касается анализа, то это с нескольких сторон:
Во-первых, упоминание прихода к гадателю и веры ему сопряжено в хадисе с двумя вещами, которые не являются большим куфром по единогласному мнению – совокуплением с женой во время месячных или через заднее место – никто не считает это однозначным большим куфром, и это указывает, что и приход к гадателю тоже не является таковым
Во-вторых, будет сказано оппоненту: что сделало это дейстие большим куфром?
Если он скажет: убеждение, что колдун знает сокровенное, точно также, как и Аллах
То будет отвечено ему: это лишь один из вариантов убеждения пришедшего
Кроме этого, он может быть убежден, что у этого гадателя есть какая то небольшая часть скрытого от других знания, которую он добывает с помощью посильных таким людям средств
И это пришло в хадисе.
Однажды люди задали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопрос о словах прорицателей, и он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они ничто». Ему сказали: «О Посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят что-то, и это оказывается правдой!» Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это – слово истины, которое джинн сначала похищает, а потом вкладывает в ухо своего друга-прорицателя, а они примешивают к нему сотню слов лжи»
Передали аль Бухари и Муслим
И из слов оппонентов вытекает, что кто уверовал в этот хадис, и был убежденным, что прорицатели знают малую часть истины от джиннов – как сказал об этом Пророк – является многобожником, придающим Аллаху сотоварища в знании скрытого! Ведь Пророк утвердил, что прорицатели знают малую часть скрытого, которую передают им шайтаны, подслушав ее на небесах
Да, тот, кто убежден, кто прорицатель и гадатель знают скрытое абсолютным знанием, и у них пять ключей к сокровенному, и так далее – то конечно это большой куфр
В случае же, когда такого убеждения нет, это не является большим куфром – однако сам приход к прорицателю и гадателю будет порицаемым большим грехом.
Заключение
Таким образом, верным словом, на котором саляфы нашей Уммы, что в этом вопросе есть тафсыль – подробное разграничение и разделение
1. Если человек пришёл к прорицателю и гадателю, спросил его, и поверил ему - то основа в этом – малое неверие, и большой грех, и данный человек может 40 дней не получать награду за свои молитвы
2. Если же его убеждения дошли до того, что он считает, будто бы этот прорицатель и гадатель абсолютно знает скрытое – то это выводит его из Ислама.
И пока не будет выяснено у такого человека его убеждение, не дозволено обьявлять его неверующим, основываясь на своих предположениях и вероятностях
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
التكفير لا يكون بأمر محتمل
«Нельзя обвинять мусульманина в неверии за те поступки и слова, в которых возможны различное понимание и толкование их»
Источник: «Ас-Сарим аль-Маслюль», 516
Аллах знает лучше.
Аллах знает лучше
Комментариев нет:
Отправить комментарий