Являются ли хариджиты неверными?

Доводы на ошибочность слова о такфире хавариджей

Разбор вопроса, являются ли хариджиты неверными
 
 بسم الله الرحمن الحريم

Являются ли хариджиты неверными?

В наше время некоторые мусульмане причисляющие себя к знанию, начали оживлять слово о такфире хавариджей

И за этим стоит политизирование вопросов такфира - поскольку одни (мадхалиты) хотят оправдать своих правителей-секуляристов, в сотрудничании со странами куфра против тех, кого они называют хавариджами. И известно, что мадхалиты не делают такфир даже крайним кафирам, и тут они вдруг вспомнили про такфир хавариджам, и вспомнили про личный такфир, забыв про препятствия такфира!

А другие (некоторые, не все - последователи "Аль-Каиды") впадают в этом в крайность, из-за несправедливости и увлеченности спорами, и также желая оправдать некоторые группировки в Шаме, которые сотрудничают с Турцией против их оппонентов.

И обе эти группы стали оживлять слово о такфире хариджитов, аргументируя на это некоторыми хадисами. И мы не хотим входить в разные разногласия, но мы против политизации исследований в вопросах акыды и попытке подстроить эти исследования под краткосрочные нужды того или иного джамаата, и совершенно беспристрастно изучим этот вопрос с точки зрения Ислама - правильно ли, что хариджиты являются кафирами?

Мы убеждены после долгого изучения этого вопроса, что данное слово является ошибочным. Из доводов на то, что хавариджи не выходят из Ислама:

1. Хадис Хатыба, да будет доволен им Аллах, в котором Умар незаконно назвал Хатыба кафиром за поступок, который не был куфром. Вместе с этим, поскольку Умар был истолковывающим, он не стал кафиром

2. Хадис Муаза Ибн Джабаля, в котором он читал в джамаат-намазе суру аль-Бакара, и один человек не выдержал, и отошёл в сторону и закончил намаз, и Муаз после молитвы назвал его мунафиком. И Пророк, мир ему, порицал Муаза, но Муаз не стал кафиром из-за этой своей ошибки.

3. Хадис Аиши, в котором Усейд Ибн Худейр сказал Са'ду Ибн Убаде во время конфликта между мухаджирами и ансарами: "Ты мунафик, и препираешься за мунафиков!". Пророк остановил фитну между ними, но не стал Усейд кафиром по причине своих слов.

Эти хадисы являются доводом, что такфир муслима по причине тауиля - не выводит человека из Исламом, и хоть тауиль хариджитов и не сравним с тауилем сподвижников, но раздел по сути один, и такое правило извлёк отсюда имам аль Бухари.

Передал имам аль Бухари первые два хадиса в разделе, который назвал:

باب مَنْ لَمْ يَرَ إِكْفَارَ مَنْ قَالَ ذَلِكَ مُتَأَوِّلاً أَوْ جَاهِلاً

"Раздел о том, кто не считает дозволенность такфира за обвинение своего брата в неверии, если он сказал так будучи невеждой или ошибочно истолковывающим"

Источник: "Сахих аль Бухари", 74

А хариджиты являются самыми невежественными и неправильно толкующими людьми, ведь сам Пророк указал на это, сказав про них: "Молодые глупцы", и сказав, что Коран не пересекает их глоток - так как они невежественно толкуют его. И это является препятствием для их такфира.

4. Слова Пророка об их вылете из религии:

فَيَتَمَارَى فِى الْفُوقَةِ هَلْ عَلِقَ بِهَا مِنَ الدَّمِ شَىْءٌ

"Подобно охотнику, выпустившему стрелу и она пробила цель, и он смотрит на ее кончик в поисках следов крови, и сомневается, есть ли там что-то".  (Передал аль Бухари)

Сказал хафиз Абу Умар Ибн Абдуль Барр (368-463 г.х.):

يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُ لَمْ يُكَفِّرْهُمْ ؛ لِأَنَّهُمْ عَلِقُوا مِنْ الْإِسْلَامِ بِشَيْءٍ ، بِحَيْثُ يُشَكُّ فِي خُرُوجِهِمْ مِنْهُ

"В этих словах довод на то, что Пророк не считал их кафирами, потому что они зацепились за что то из Ислама так, что сомневаешься, вышли они из него или нет"

Источник: "Аль Мугни", 19/413

5. Слова Пророка: "Когда они выйдут - убивайте их где бы вы их не встретили"

Пророк разрешил их убивать лишь после их выхода, а не лишь при обнаружении человека с такими убеждениями, который не выходит против мусульман - а ведь если бы они были муртаддами, то муртадда убивают в любом случае - вышел он с оружием, или не вышел.

6. То, на чем был джамаат сподвижников во главе с Али - да будет доволен им Аллах.

Сказал имам аш Шафии:

ولا يقاتل الخوارج حتى يبدؤوهم بالقتال وإن اعتزلوا وأظهروا رأيهم وكانوا في مصر وعرفوا بذلك ولم يحاربونا لم يمنعوا الفيء ما دامت أيديهم في أيدينا ولم يمنعوا من دخول الأمصار لقول علي لَكُمْ عَلَيْنَا ثَلَاثٌ لَا نَمْنَعَكُمْ مَسَاجِدَ اللَّهِ أَنْ تَذْكُرُوا فيها اسْمَ اللَّهِ وَلَا نَمْنَعُكُمْ الْفَيْءَ ما كانت أَيْدِيكُمْ مع أَيْدِينَا وَلَا نَبْدَؤُكُمْ بِقِتَالٍ

"Если хавариджи не начали с нами сражение, то недозволено начинать сражение с ними. И также, если хавариджи выявили свои воззрения, и отгородились в какой то местности - то мы не лишаем их ихней доли в трофее когда они сражаются с кафирами вместе с нами, и не мешаем им путешествовать по нашим землям.

И довод на это - слово Али: "У вас есть на нас три права: мы не запрещаем вам посещать мечети Аллаха, чтобы вы там поминали Его Имя, не лишаем вас доли в трофее, когда вы сражались с кафирами вместе с нами, и не начинаем сами войну с вами"

Источник: "Мухтасар аль Бувейты", 965

И Али выявил это мнение в присутствие больших сподвижников Пророка и их ученых и факихов, и никто из них не возражал ему, и мнение джамаата сподвижников во главе с праведным халифом нам любимее, чем одиночное мнение Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) об их такфире

7. Ученые почти единогласны на мнении об их Исламе

Сказал имам Ибн Аль Мунзир (ум. 310 г.х.) упомянув слово о том, что хариджиты кафиры и их имущество трофей и халяль:

هذا قول طائفة من أهل الحديث، ولا أعلم أحداً وافقهم على هذه المقالة

"Это слово группы из людей хадиса, но я не знаю никого, кто был бы согласен с ними в этом слове!"

Источник: "Аль Ишраф", 8/225

Сказал имам Ибн Джарир ат Табари (ум. 310 г.х.):

والدليل على ذلك أن النبى ( صلى الله عليه وسلم ) إنما أذن فى قتلهم عند خروجهم لقوله : ( يخرج فى آخر الزمان قوم سفهاء الأحلام ثم قال : فأينما لقيتموهم فاقتلوهم ) فبان بذلك أنه لا سبيل للإمام على من كان يعتقد الخروج عليه أو يظهر ذلك بقول ، ما لم ينصب حربًا أو يخف سبيلا هذا إجماع من سلف الأمة وخلفهم . وقد سئل الحسن البصرى عن رجل كان يرى رأى الخوارج ، فقال الحسن : العمل أملك بالناس من الرأى إنما يجازى الله الناس بالأعمال . قال الطبرى : وهذا الذى قاله الحسن عندنا إنما هو فيما كان من رأى لا يخرج صاحبه من ملة الإسلام ، فأما الرأى الذى يخرجه من ملة الإسلام ، فإن الله قد أخبر أنه يحبط عمل صاحبه . وأما قوله : ( يمرقون من الدين ) فالمروق عند أهل اللغة الخروج يقال : مرق من الدين مروقًا خرج ببدعة أو ضلالة ، ومرق السهم من الغرض إذا أصابه ثم نقره ، ومنه قيل للمرق مرق لخروجه . وجمهور العلماء على أنهم فى خروجهم ذلك غير خارجين من جملة المؤمنين لقوله ( صلى الله عليه وسلم ) : ( ويتمارى فى الفوق ) لأن التمارى الشك ، وإذا وقع الشك فى ذلك لم يقطع عليهم بالخروج الكلى من الإسلام ، لأن من ثبت له عقد الإسلام بيقين لم يحكم له بالخروج منه إلا بيقين ، وقد روى عن على بن أبى طالب من طرق ، أنه سئل عن أهل النهروان : أكفار هم ؟ قال : من الكفر فروا . قيل : فمنافقون ؟ قال : المنافقون لا يذكرون الله إلا قليلا . قيل : فما هم ؟ قال : هم قوم ضل سعيهم ، وعموا عن الحق ، بغوا علينا فقاتلناهم

"Доводом на то, что разрешено убивать хариджитов лишь при их выходе - являются слова Пророка: "Выйдут в конце времен молодые глупцы.. и где бы вы их не встретили - убивайте их".

И ведь Пророк разрешил их убивать только после их выхода, и из этого стало ясно, что амиру правоверных не дозволено убивать того, у кого есть хариджитские убеждения, или он выявляет слова хариджитов - пока он не развязал войну, и не перерезал дороги.

И на этом - единогласное мнение саляфов и поздних ученых Уммы.

И спросили Хасана аль Басри о человеке, который имеет убеждения хавариджей, и Хасан ответил: "Деяния больше владеют людьми, чем убеждения, и Аллах рассчитает людей лишь за деяния".

И это у нас касается лишь тех, кто имеет убеждения не выводящие его из Ислама, те же, кто имеет убеждения выводящие из Ислама, то их деяния уничтожены как сообщил об этом Аллах.

Что касается слов Пророка: "Они вылетают из религии" - то говорится: "Вылетел из религии" и когда вышел к нововведению и заблуждению. И говорится: "Вылетела стрела от цели" - когда она попала в нее, а затем пробила ее. И большинство ученых считают, что они в их выходе не вышли из числа верующих, и довод на это - слова Пророка: "Подобно охотнику, выпустившему стрелу и она пробила цель, и он смотрит на ее кончик в поисках следов крови, и сомневается, есть ли там что-то".

И раз есть сомнение в этом - то нельзя твердо заявлять об их полном выходе из Ислама, ведь тот, чей Ислам утвержден с убежденностью, не выходит оттуда, кроме как с убежденностью.

И передано от Али Ибн Аби Толиба с многих путей, что его спросили про хариджитов вышедших в Нахраване: "Они кафиры?" Он сказал: "Они убежали от куфра". Его спросили: "Мунафики?" Он ответил: "Мунафики поминают Аллаха лишь мало". Его спросили: "Тогда кто же они?" Али сказал: "Люди, которые заблудились, и ослепли и не видят Истину, и они преступили против нас, и мы стали сражаться с ними"

Источник: "Шарх Сахих аль Бухари", 8/584

Сказал Абу Джа'фар ат Тахави (ум. 321 г.х.):

وَلم يَخْتَلِفُوا أَن أَمْوَالهم المتروكة فِي دِيَارهمْ لَا يغنم

"Факихи не разногласили, что имущество хариджитов, оставшееся в их землях, не берется трофеем"

Источник: "Мухтасар ихтиляф аль фукаха", 3/521

А ведь если бы они были бы муртаддами - их имущество было бы трофеем.

Сказал Ибн Батталь:

الفقهاء مجمعون على أن الخوارج من جملة المؤمنين

"Факихи единогласны, что хариджиты - из числа верующих.."

Источник: "Шарх Сахих аль Бухари"

И Ибн Батталь имеет ввиду под факихами - имамов фикха которые были после сподвижников и табиинов - как имамы мазхабов и им подобные, и это истина - никто из них не делал такфир хариджитам, хоть это слово и было у Абу Умамы аль Бахили, да будет доволен им Аллах, и также его придерживалась небольшая группа мухаддисов.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия после того как упомянул разногласие поздних о хукме хавариджей:

كَلَامُ عَلِيٍّ وَغَيْرِهِ فِي الْخَوَارِجِ يَقْتَضِي أَنَّهُمْ لَيْسُوا كُفَّارًا كَالْمُرْتَدِّينَ عَنْ أَصْلِ الْإِسْلَامِ وَهَذَا هُوَ الْمَنْصُوصُ عَنْ الْأَئِمَّةِ كَأَحْمَدَ وَغَيْرِهِ

"И слова Али и других про хариджитов указывают на то, что они не являются кафирами, какими являются вероотступники от основы Ислама. И именно это мнение является прямыми словами самих имамов, подобных Ахмаду и другим"

Источник: "Маджму аль фатава", 28/518

И мнение об Исламе хавариджей - мнение аш Шафии, Малика, Аль-Аузаи, Суфьяна ас-Саури, Ахмада, Исхака, Ибн Абдуль Хакама, Ибн Маджишуна, Сахнуна, Абу Саура, Абу Убейда аль-Косима Ибн Саляма, Ибн аль-Мунзира, ат Табари, также Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Дауда аз Захири, и всех факихов всех школ и мазхабов что мы знаем.

(см. к примеру "Аль-Авсат" Ибн аль-Мунзира, он упомянул там множесто фуру фикха связанных со словом об Исламе хавариджей)

Особенно подчеркнем, что некоторые лживо приписывают такфир хариджитов имаму Ахмаду, и это клевета на него.

Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль Кавсадж:

لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ: الْحَرُورِيَّةُ: مَا تَرَى فِيهِمْ؟ قَالَ: " إِذَا دَعُوا إِلَى مَا هُمْ عَلَيْهِ إِلَى دِينِهِمْ فَقَاتِلْهُمْ، وَإِذَا طَلَبُوا مَالَكَ فَقَاتِلْهُمْ، وَأَمَّا إِذَا قَالُوا: نَكُونُ وُلَاتُكُمْ فَلَا تُقَاتِلُونَ ". قَالَ إِسْحَاقُ بْنُ مَنْصُورٍ: قَالَ إِسْحَاقُ بْنُ رَاهَوَيْهِ كَمَا قَالَ

"Я сказал имаму Ахмаду: "Хариджиты - что ты считаешь насчет них?" Он ответил: "Если они призывают к тому на чем они и своим убеждениям (обвиняя в неверии и убивая того кто не соглашается - прим.) - то сражайся с ними, если они пытаются забрать твое имущество - то сражайся с ними, если же они говорят: "Мы просто будем вашими правителями" (и не принуждают принимать их убеждения и не убивают - прим.) - то не сражайся с ними"

Исхак Ибн Рахавейхи ответил точно также, как Ахмад"

Источник: "Ас-Сунна" аль Халляль, 113

Сказал Абу Бакр аль-Марузи, ученик Ахмада:

سألت أبا عبدالله عن قوم من أهل البدع يتعرضون ويكفرون؟ فقال: "لا تعرضوا لهم". قلت: وأي شيء تكره من أن يحبسوا؟ قال: "لهم والدات وأخوات

"Я спросил имама Ахмада про группу нововведенцев, которые задевают мусульман и такфирят их, и он сказал: "Не трогайте их". Я спросил: "А почему ты порицаешь посадить их в тюрьму?" Он ответил: "У них есть матери и сестры"

Источник: "Аль Фуру", 10/177

Сказал имам Ибн Роджаб:

 وَقَالَ فِي الخوارج: إذا تغلبوا عَلَى بلد: صلي خلفهم وَقَالَ - مرة -: يصلى خلفهم الجمعة؛ صلى ابن عُمَر خلف نجدة الحروري.

"Сказал имам Ахмад про хариджитов: "Когда они завладели каким то городом - то совершается молитва позади них".

И сказал однажды: "Читается за ними джума, ведь Ибн Умар читал молитву за хариджитом Надждой"

Источник: "Фатх аль Бари"

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия опровергая тех кто приписывает это имаму Ахмаду:

بَلْ نُصُوصُهُ صَرِيحَةٌ بِالِامْتِنَاعِ مِنْ تَكْفِيرِ الْخَوَارِجِ

"Однако напротив, слова имама Ахмада ясные в отказе от такфира хавариджей"

Источник: "Маджму аль фатава", 23/348

Поэтому, недостоверно слово о такфире хавариджей ни от имама Ахмада, ни от других имамов фикха.

8. Подлинным издевательством над здравым смыслом, и театральной постановкой, и политизированием вопроса такфира является поведение некоторых авторов, которые аргументируют на такфир хавариджей словами ас-Субки, аль Хейтами, и им подобных имамов ширка и джахмизма.

Будет сказано им: неужели, если вы оправдываете большой ширк, и отрицание Сыфатов, и такфир этими вашими "имамами" сторонников Сунны и хадиса - то нововведение и заблуждение хавариджей не заслуживает оправдания больше?!

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

اتفق السلف والأئمة على أن قول الجهمية شر من قول الخوارج

"Единогласны саляфы и имамы, что слово джахмитов хуже чем слово хариджитов"

Источник: "Дар ат тааруд", 1/276

И известно в трудах некоторых представителей данной организации, в частности ее амира, например оправдывание невежеством и та'уилем современных рафидитов Ирана!! Так что же, неужели такфир всех сподвижников, ширк в рубубии и улюхии, отрицание Качеств Аллаха, обвинение Аиши в прелюбодеянии после того, как ее оправдал Коран - имеет больше сторон в оправдании, чем заблуждения хариджитов - так, что рафидитов вы оправдываете, а хариджитам выносите личный такфир?!

Постесняйтесь людей, если не стесняетесь Всевышнего Аллаха!

Таким образом: верным и распространенным мнением у саляфов и приверженцев Сунны является мнение о том, что хавариджи - крайне вредная и порочная заблудшая группа, однако остающаяся в рамках Ислама.

Это основа в хариджитах - считать их крайне заблудшими мусульманами, кроме как убеждение какой-то отдельной группы из них разовьется и изменится и выйдет к ясному куфру - как например случилось с хавариджами-ибадитами Омана, которые в позднее время приняли акыду джахмитов и стали поклоняться могилам.

В заключение - хвала Аллаху, Господу Миров

Комментариев нет:

Отправить комментарий