Почему мы иногда не получаем ответа на свои дуа?
Статья обьясняющая типы дуа и причину, по которым мы иногда не получаем ответ
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وَكَذَلِكَ الدُّعَاءُ، فَإِنَّهُ مِنْ أَقْوَى الْأَسْبَابِ فِي دَفْعِ الْمَكْرُوهِ، وَحُصُولِ الْمَطْلُوبِ، وَلَكِنْ قَدْ يَتَخَلَّفُ أَثَرُهُ عَنْهُ، إِمَّا لِضَعْفِهِ فِي نَفْسِهِ - بِأَنْ يَكُونَ دُعَاءً لَا يُحِبُّهُ اللَّهُ؛ لِمَا فِيهِ مِنَ الْعُدْوَانِ - وَإِمَّا لِضَعْفِ الْقَلْبِ، وَعَدَمِ إِقْبَالِهِ عَلَى اللَّهِ، وَجَمْعِيَّتِهِ عَلَيْهِ وَقْتَ الدُّعَاءِ، فَيَكُونُ بِمَنْزِلَةِ الْقَوْسِ الرِّخْوِ جِدًّا، فَإِنَّ السَّهْمَ يَخْرُجُ مِنْهُ خُرُوجًا ضَعِيفًا، وَإِمَّا لِحُصُولِ الْمَانِعِ مِنَ الْإِجَابَةِ: مِنْ أَكْلِ الْحَرَامِ، وَالظُّلْمِ، وَرَيْنِ الذُّنُوبِ عَلَى الْقُلُوبِ، وَاسْتِيلَاءِ الْغَفْلَةِ، وَالشَّهْوَةِ، وَاللَّهْوِ، وَغَلَبَتِهَا عَلَيْهَا، كَمَا فِي مُسْتَدْرَكِ الْحَاكِمِ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «ادْعُوا اللَّهَ وَأَنْتُمْ مُوقِنُونَ بِالْإِجَابَةِ، وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ لَا يَقْبَلُ دُعَاءً مِنْ قَلْبٍ غَافِلٍ لَاهٍ». فَهَذَا دَوَاءٌ نَافِعٌ، مُزِيلٌ لِلدَّاءِ، وَلَكِنَّ غَفْلَةَ الْقَلْبِ عَنِ اللَّهِ تُبْطِلُ قُوَّتَهُ، وَكَذَلِكَ أَكْلُ الْحَرَامِ يُبْطِلُ قُوَّتَهُ، وَيُضْعِفُهَا، كَمَا فِي صَحِيحِ مُسْلِمٍ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يَا أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ، لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّبًا،وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ، فَقَالَ: {يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ} [الْمُؤْمِنُونَ: 51] وَقَالَ: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ} [الْبَقَرَةِ: 172] ث ُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ: يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِّيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ؟» . وَذَكَرَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ فِي كِتَابِ الزُّهْدِ لِأَبِيهِ: أَصَابَ بَنِي إِسْرَائِيلَ بَلَاءٌ، فَخَرَجُوا مَخْرَجًا، فَأَوْحَى اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلَى نَبِيِّهِمْ أَنْ أَخْبِرْهُمْ: إِنَّكُمْ تَخْرُجُونَ إِلَى الصَّعِيدِ بِأَبْدَانٍ نَجِسَةٍ، وَتَرْفَعُونَ إِلَيَّ أَكُفًّا قَدْ سَفَكْتُمْ بِهَا الدِّمَاءَ، وَمَلَأْتُمْ بِهَا بُيُوتَكُمْ مِنَ الْحَرَامِ، الْآنَ حِينَ اشْتَدَّ غَضَبِي عَلَيْكُمْ؟ وَلَنْ تَزْدَادُوا مِنِّي إِلَّا بُعْدًا،
«Точно также и дуа, являестся одной из самых сильных причин в отталкивании неприятного, и притяжении требуемого.
Однако влияние этой причины может задержаться
И это либо по причине слабости в самом дуа – как например, человек делает какое то дуа, которое не любит Аллах, так как в нем просьба о несправедливости и враждебности к кому то
Либо же по причине слабости сердца при совершении дуа, и того что сердце не обращается к Аллаху и не сосредотачивается на этом во время дуа, и это будет подобно непрочному луку – стрела вылетает из него очень слабо
Либо же по причине препятствия для его принятия – как например поедание запретной пищи, или же тому, что грехи окружили сердце, или же беспечность, страсти, пустые игры одолели сердце.
И пришло в «Мустадраке» аль Хакима от Абу Хурейры, что Пророк мир ему сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Аллах не принимает дуа от беспечного играющего сердца»
И это – полезное лекарство, устраняющее болезнь – однако беспечность сердца от поминания Аллаха аннулирует его силу, точно также, как поедание запретного аннулирует и ослабляет его силу – как пришло в «Сахихе» Муслима от Абу Хурейры, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «О люди! Воистину Аллах прекрасен, и не принимает ничего кроме прекрасного! И Аллах приказал верующим то же, что приказал Посланникам, сказав: «О Посланники! Ешьте из благого, и совершайте праведные деяния, а я ведаю о том, что вы делаете» (Аль-Му’минун, 51), и сказал: «О те которые уверовали! Ешьте из благого, которым мы вас наделили» (Аль Бакара, 172)». И затем упомянул: «Человека, который был долго в пути, и весь в пыли, растепан, протягивает свои ладони к небесам и говорит: «О Господь, о Господь», в то время как его питье, еда и одежда из харама, так как же будет отвечено такому?»
И передал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль в дополнениях к книге его отца «Аз Зухд» что сынов Исраиля постигло несчастье, и они собрались в одно место и стали делать дуа, и Аллах ниспослал их Пророку: «Вы собрались в этой долине с нечистыми телами, и протягивайте ко мне руки, которыми проливали кровь, и которыми заполнили ваши дома харамом, а теперь, когда стал силен мой Гнев на вас – вы лишь отдалитесь от меня!»
Источник: «Аль Джаваб аль Кафи»
Был спрошен имам Ибн Кутейба ад Динури (213-276 г.х.): «Аллах сказал: «Если ты будешь спрашивать обо Мне, то Я близок, и отвечаю на мольбы молящего, когда он взывает ко мне. Так молите же Меня, и веруйте в Меня, и вы пойдете верным путем» (Аль Бакара, 186). И в то же время, иногда можно видеть как человек искренне и усердно взывает, но нет ответа»
Имам ответил: «То, в чем я убежден – что Аллах не имел ввиду здесь, что Он ответил на абсолютно любое дуа каждого взывающего.
Ведь если бы на каждое дуа отвечалось – то никто бы не умер, и никто бы не состарился, и не заболел, и никого не постигло бы несчастье – а наш мир не был заложен для этого
Однако Аллах имел ввилу: «Я отвечу на дуа тех, кому пожелаю ответить, и кому предопределил получить то, о чем он взывает». И подкрепляет это аят: «Однако к Нему взывайте, и Он откроет вам то, о чем вы взываете, если пожелает» (Аль-Ан’ам, 41)
И дуа есть трёх видов:
1. Дуа о вещах, которые и так случатся, и наше дуа о них не увеличит их и не уменьшит – подобно нашему салавату на Пророков и Посланников, и приближенных ангелов – они уже благословлены
И также нашей просьбе о прощении грехов верующим мужчинам и женщинам которым они уже прощены, и наше проклятие иудеям, которые уже прокляты, и наше дуа о мучении Ада для наших мертвых врагов, а они уже мучаются. И эти вещи – наши дуа не изменяют в них ничего, однако мы поклоняемся Аллаху посредством этих дуа, точно также как поклоняемся Ему посредством моливы, поста, хаджжа, и подобного этому.
2. Дуа о том, что невозможно – как если кто то делает дуа о том, чтобы не умереть, а ведь Аллах предопределил смерть всем своим творениям, или дуа о том, чтобы не стареть – в то время как Аллах заложил в свои творения старение. Или как если кто то делает дуа чтобы ему сдвинулись горы, или превратилась земля в золото, или раскололась перед ним земля, или раскололась Луна – это недопустимо, кроме как если что то из этого сделает Аллах как признак Пророчества
3. Дуа о здоровье и благополучии, безопасности и довольстве, избавлении от бедствий, и подобном этому – ответ на которые заложен в устройство этого мира
И Аллах отвечает из этих дуа на то, на что пожелает, и кому пожелает – и не отвечает, кому пожелает – либо ради блага, которое лучше для просящего чем то, о чем он просит, либо же по причине греха, которым просящий заслужил лишения ответа»
Источник: «Аль-Масаиль уаль Аджвиба», 266-267
{jcomments on}
А Аллах знает лучше
Комментариев нет:
Отправить комментарий