Можно ли работать по хадисам, которые есть в "Крепости мусульманина?"
Вопрос: Можно ли работать по хадисам которые есть в "Крепости мусульманина"?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров.
Ответ на данный вопрос базируется на нескольких пунктах
1. Книга "Крепость мусульманина" - хорошая современная книга, автор которой приложил большие усилия для сбора дуа, пришедших в Коране, и также дуа из хадисов из разных сборников, и их разветвления и сортировки по разделам
2. Естественно как и любой человеческий труд - книга не лишена недостатков, и из главных - отворачивание автора от дуа, которые пришли в асарах сподвижников, ведь приверженцы Сунны следуют за сподвижниками, в результате чего автор упустил ряд полезных для мусульман дуа
3. Степень хадисов, которые приведны в книге "Крепость мусульманина" - большинство из них достоверные, некоторые же из них слабые, и те которые являются слабыми - подавляющее большинство из них пригодны для действия по ним.
Знай, да помилует тебя Аллах, что имамы Сунны , фикха и хадиса в каждом разделе исламских наук установили свои критерии принятия и отвержения хадисов.
И для фикха и шариатских ахкамов они одни, для сиры другие, для тафсира, хороших деяний и дуа и поощрения и устрашения - третьи, для истории - четвертые.
И тот, кто спутал между этим всем, и установил для всех разделов единые критерии, и заявил что хадис в котором есть слабость - выкидывается абсолютно и не работается по нему ни в чем из исламских знаний - тот противоречит тому на чем саляфы Уммы и ее имамы.
- Передал аль Хаким с достоверным иснадом от имама Исхак Ибн Рахавейхи , от имама Абдур-Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.):
إِذَا رَوِينَا، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْحَلَالِ، وَالْحَرَامِ، وَالْأَحْكَامِ، شَدَّدْنَا فِي الْأَسَانِيدِ، وَانْتَقَدْنَا الرِّجَالَ، وَإِذَا رَوِينَا فِي فَضَائِلِ الْأَعْمَالِ وَالثَّوَابِ، وَالْعِقَابِ، وَالْمُبَاحَاتِ والدعوات تَسَاهَلْنَا فِي الْأَسَانِيدِ
"Когда мы передаем от Пророка, мир ему, хадисы касательно дозволенного и запретного, и шариатских ахкамов - мы критикуем передатчиков, и строго относимся к иснадам. Когда же мы передаем хадисы от Пророка касательно достоинств деяний, и наград и наказаний, и дозволенных вещей, и дуа - мы попустительствуем в иснадах"
Передал аль Хаким в "Аль Мустадрак", 1/671
- Сказал имам Суфьян ас-Саури (ум. 161 г.х.):
خذوا هذه الرغائب وهذه الفضائل من المشيخة فأما الحلال والحرام فلا تأخذوه إلا عمن يعرف الزيادة فيه من النقص
"Берите эти вдохновляющие тексты, и тексты о достоинстве деяний от обычных шейхов. Что же касается дозволенного и запретного, то не берите хадисы об этом ни от кого, кроме того кто разбирается где здесь добавка а где нет"
Источник: "Аль-Кифая фи ильм ар-ривая", 1/134
- Сказал имам Абу Зур'а ар Рази (ум. 264 г.х.), говоря о зикре который говорится при вхождении в туалет после того как назвал слабым хадис:
فأرى أن يُقال (ذلك) فإنّ هذا دعاءٌ.
"Я считаю что можно говорить это, ведь это дуа"
Источник: "Аль-Иляль", 1/17
- Сказал имам Суфьян Ибн Уейна (ум. 198 г.х.):
لاتسمعوا من بقية ما كان في سنة واسمعوا منه ما كان في ثواب وغيره
"Не слушайте от Бакыи (один из передатчиков у которого была некоторая слабость - прим.) то что касается убеждений, и слушайте от него то что касается награды и тому подобного"
Источник: "Аль-Кифая фи ильм ар-ривая", 1/134
Сказал имам Яхья Ибн Саид аль-Каттан (ум. 198 г.х.):
تساهلوا في التفسير عن قوم لا يوثقونهم في الحديث
"Послабляйте в тафсире от людей, кому вы не доверяете в хадисе"
Источник: "Аль Джами фи ахляк ар рави уа адаб ас-Сами", 1558
И слов саляфов об этом очень много.
- Сказал Ибн Теймия:
قال الميموني سمعت أبا عبد الله أحمد يقول ثلاث ليس لهن أصول المغازى والملاحم والتفسير قلت معناه أن الغالب أنه ليس لها اسناد صحيح متصل
"Сказал аль Маймуни: "Я слышал как имам Ахмад сказал: "У трех нету основ - рассказы о газаватах, рассказы о фитнах последних дней и тафсир"
Скажу я: "Смысл этого что большинство того что там пришло - нет у этого достоверного непрерывного иснада"
Источник: "Аль-Мусаввада", 155
Тем не менее, никто из ученых саляфов и поздних не призывал выкинуть все это и неиспользовать, и использовать в этих разделах лишь то на что попадают критерии "сахиха" (достоверного)! И это бида с которым в наше время пришел аль Альбани.
И кто посмотрит на книги саляфов и имамов и ученых написанные в разделе "Дуа и азкаров", такие как:
- "Ад-Даават" ат-Тирмизи
- "Амаль аль-йаум уаль лейль" ан-Насаи
- "Амаль аль-йаум уаль лейль", Ибн ас-Сунни
- "Ад-Дуа" Ибн Аби ад Дунья
- "Ад-Дуа" аль-Фирьяби
- "Ад-Дуа" аль Махамили
- "Ад Дуа" ат Табарани
Сказал имам ат Табарани в начале книги "Ад Дуа" говоря о причинах ее написания:
رأيت كثيراً من الناس تمسكوا بأدعية تسجع، وأدعية وضعت على الأيام مما ألفه الوراقون، لا تروى عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولا عن أحد من أصحابه، ولا عن أحد من التابعين بإحسان. مع ما روي عن رسول الله صلى الله عليه وسلم من الكراهية للسجع في الدعاء؛ والتعدي فيه، فألفت هذا الكتاب بالأسانيد المأثورة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، وبدأت بفضائل الدعاء وآدابه، ثم رتبت أبوابه على الأحوال التي كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يدعو بها، فجعلت كل دعاء في موضعه؛ ليستعمله السامع له
"Я увидел, что многие люди стали делать рифмованные дуа, и дуа которые придуманы в эти дни, которые написали им писцы, и которые не передаются ни от Пророка, мир ему, и ни от кого сподвижников, и ни от кого из табиинов.
В то время как от Пророка передана порицаемость рифмованных дуа, и пересечения границ в дуа. И тогда я написал эту книгу с иснадами от Посланника Аллаха, и начал с достоинства дуа, и его адабов, и разделил ее на главы, соответствующие ситуациям, в которых Посланник Аллаха, мир ему, взывал с этими дуа, и каждое дуа помести в свою главу - чтобы слышащий эту книгу использовал их"
Источник: "Ад Дуа", 1
Так посмотрите же теперь на иснады ат Табарани в этой книге и на условия ат Табарани в этой книге которую он как и остальные имамы написал для использования людьми этих дуа - равны ли они условиям Муслима в "Сахихе"?
- "Ад-Дуа" аль-Хаттаби
- "Ад-Даават аль Кабир" аль Бейхакы
- "Аль-Азкар" Ан Навави
- "Аль Калим ат Таййиб" шейх уль Ислам Ибн Теймия
- "Аль Уабиль ас-Сайиб фи шарх аль Калим ат Тайиб" - Ибн аль Каййим
- "Ад Дуа" Юсуф Ибн Абдуль Хади
- "Адаб аль-мэш иля ас-Соля" Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб
И многие другие книги имамов Ислама и ученых написанные в этом разделе, которые они написали для простых людей - увидит, что никто из них не поставил для работы по хадисам в разделе дуа условия, подобные условиям достоверности аль Бухари и Муслима, однако увидит, что то на чем мухаккыки из имамов - что в этом разделе работается по хадисам категории "хасан" в определении ат Тирмизи - куда входят и некоторые слабые хадисы.
И слабый хадис бывает двух типов:
1. То, о чем неизвестно, что является ложью на Посланника Аллаха, мир ему, хоть и не подпадает под условия достоверности, посредством того, что:
- в данном хадисе нет обвиняемого во лжи передатчика, однако передают его люди в чьем запоминании были проблемы
- в нем есть разрыв в иснаде
- нет в словах хадиса противоречия тому, что известно из основ Шариата, и тому что передали правдивые запоминающие передатчики
2. То о чем известно что является ложью или ошибкой на Посланника Аллаха, так как в его иснаде есть обвиненный во лжи, или в его словах противоречие тому что известно из основ Шариата или тому что передали достоверные или большие числом передатчики
И первый тип - соответствует тому что имам ат Тирмизи определил как "Аль-хасан" - хороший, сказав:
كل حديث يروى لا يكون في إسناده متهم بالكذب، ولا يكون الحديث شاذاً ويروى من غير وجه نحو ذلك. فهو عندنا حديث حسن
"Каждый хадис, который передается и в его иснаде нет обвиненного во лжи, и не является противоречащим тому что передали достоверные и основам Шариата (шазз), и передан с разных путей - то он у нас хороший хадис"
Источник: "Шарх аль иляль", 2/573
И по хадисам первого типа - работают в разделе дуа в основе, и на этом имамы Ислама, как это очевидно из их слов и фетв и книг.
Что же касается хадисов второго типа - о которых известно что они являются ложью на Пророка мир ему - то их не следует даже передавать не говоря уже про действия по ним.
И если мы вернемся к книге "Крепость мусульманина", то увидим, что подавляющее большинство хадисов в ней - либо достоверные, либо имеющие слабость той категории которая не мешает работать по ней.
И даже те хадисы о которых известно что в них есть 'илля - что Пророк мир ему не сказал их - то они достоверны из слов его сподвижников, и поэтому годны для работы по ним.
И противоречит этому лишь единицы хадисов, и простые мусульмане не ответственны за их различение.
И Пророк, мир ему, побуждал к дуа в любых ситуациях, и основа желательности утверждена для дуа в любых ситуациях кроме тех на что пришло исключение, и раз основа желательности утверждена, и затем пришло какое то конкретное дуа, которое довольно вероятно что делал Пророк, мир ему - нет проблем его делать, даже если достоверность этого точно не известна.
Поэтому, заключение - что опираются на данную книгу, и нет в этом проблем, и работают по ней
И скажу (Абу Муса): "Я спросил шейха аль Хулейфи про это, и он обьяснил данный вопрос также, и также отозвался про книгу "Крепость мусульманина"
Аллах же знает лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий