Слышат ли мертвые?

Слышат ли мертвые?

Краткий ответ о слышание мертвых


Разногласят уляма из саляфов и поздних в этом вопросе, и то к чему склоняется автор статьи - то что мертвые слышат


И это из-за следующих доводов:

1. Слова Аллаха: "И Солих отвернулся от них, и сказал: "О мой народ! Я довел до вас послание своего Господа, и искренне советовал вам, однако вы не любите искренне советующих" (аль-А'раф, 79), и слова Аллаха: "И Шуейб отвернулся от них, и сказал: "О мой народ, я довел до вас послания своего Господа, и искренне советовал вам. Так как же я буду сожалеть над неверным народом?" (Аль-Араф, 93)

И это два Пророка из Пророков Аллаха обращаются к своему народу после наказания которое им ниспослал Аллах, и большая группа муфассиров истолковала эти аяты как то что это было уже после их смерти, и сравнили это с обращением Посланника Аллаха мир ему к убитым в Бадре.
{jcomments on}

2.  То, что Посланник Аллаха обратился к убитым мушрикам в день Бадра, и сказал им: "Нашли ли вы то, что обещал вам ваш Господь истиной?". И сподвижники спросили: "Ты что, зовешь мертвых о Посланник Аллаха?". Он ответил: "Вы не слышите больше чем они, однако они не отвечают"

Передал имам аль Бухари в "Сахихе", 1304, и другие

Слова Посланника Аллаха: "Вы не слышите больше чем они" - ясный далиль на то что мертвые слышат подобно тому как слышат живые то что рядом с ними

3. То, что Посланник Аллаха, мир ему, приказал Абу Разейну аль Укайли, да будет доволен им Аллах, всякий раз, когда он проходит мимо могилы курейшита или амирита, сказать ему: ""Послал меня к тебе Мухаммад, и я оповещу тебя тем, что тебя расстроит – поволокут тебя на твоем лице и животе в Огонь!"

Данный хадис передан в "Муснаде" Имама Ахмада в "Аз-Зауаид", 15617, Ибн Хузейма в "Ат-Таухид", 2/460, и другие.

Этот хадис является достоверным по иджма ученых.

Сказал имам Ибн Мандах:

لَا يُنْكِرُ هَذَا الْحَدِيثَ إلّا جَاحِدٌ أَوْ جَاهِلٌ أَوْ مُخَالِفٌ لِلْكِتَابِ وَالسّنّةِ

"Не отрицает этот хадис никто, кроме неверного отрицателя, или невежды, или противоречащего Корану и Сунне!"

Источник: "Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля", 439, и "Зад аль-Маад",3/677, "Хади аль-Арвах", 317

Сказал имам Ибн аль-Каййим:

وفيه دليل على سماع أصحاب أهل القبور كلام الأحياء وخطابهم لهم

"И в этом хадисе - далиль на то, что мертвые слышат слова живых и их речь в их адрес"

Источник: "Зад аль-Маад", 3/696

И мы уже поговорили о нем подробно и привели многочисленные слова имамов о его достоверности тут:

http://www.sunnaonline.com/akida/alasma-vassifat/1311-2014-01-12-09-28-32

4. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, раб когда его укладывают в могилу, и расходятся от него те кто пришли на его похороны - слышит звук их сандалий.."

Передали хадис аль Бухари и Муслим

5. Сказал Посланник Аллаха, мир ему: "Воистину, мертвый мучается из-за плача и причитаний над ним его родственников"

Передали аль Бухари и Муслим

Разошлись саляфы и халяфы в понимании этого хадиса, и многие из них подумали что под мучением имеется ввиду мучение Аллаха, и одни стали отвергать этот хадис, потому что Аллах не наказывает душу за чужие грехи, другие заявили что наказывает, а третьи стали истолковывать его далекими толкованиями - как например что это про того человека который приказал оплакивать и причитать по себе.

И шейх уль Ислам Ибн Теймия поговорил о смысле этого хадиса на 13 страницах в книге "Джауаб аль и'тирадат аль-Мисрия", и обьяснил что то на чем большинство сахабов и что является единственным верным словом - что в хадисе имеется ввиду не мучение Аллаха, а мучение эмоциональное, как его боль и грусть от того, как он слышит плач своих близких и их причитание над ним.

6. Приказал Посланник Аллаха, мир ему, когда приходишь посещать могилы и заходишь на кладбище, говорить:

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ

"Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!"

Передал имам Муслим в "Сахихе", и другие, и пришло действие по этому хадису от сахабов и табиинов по путям что достигают категории мутаватир

Сказал хафиз Ибн Касир:

وقد شرع النبي صلى الله عليه وسلم لأمته إذا سلموا على أهل القبور أن يسلموا عليهم سلام من يخاطبونه فيقول المسلم: السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وهذا خطاب لمن يسمع ويعقل، ولولا هذا الخطاب لكانوا بمنزلة خطاب المعدوم والجماد

"И узаконил Пророк, мир ему, для своей Уммы чтобы они когда дают салам погребенным, давали им салям как к тем с кем они разговаривают, и говорил тот кто дает салям: "Мир вам, о обиталище верующих людей..". И это обращение со словами к тому кто слышит и осознает, и если бы это было не так - то это было бы подобно обращению к отсутствующему или камню"

Источник: "Тафсир Ибн Касир", 6/325

7.  Из доводов на это из слов сахабов - завещание одного из десяти обрадованных Раем.

Передал имам Муслим в "Сахихе" с достоверным иснадом от Аль-Амра Ибн аль-Аса, что он сказал:

فَإِذَا دَفَنْتُمُونِى فَشُنُّوا عَلَىَّ التُّرَابَ شَنًّا ثُمَّ أَقِيمُوا حَوْلَ قَبْرِى قَدْرَ مَا تُنْحَرُ جَزُورٌ وَيُقْسَمُ لَحْمُهَا حَتَّى أَسْتَأْنِسَ بِكُمْ وَأَنْظُرَ مَاذَا أُرَاجِعُ بِهِ رُسُلَ رَبِّى.

«Когда вы положите меня в могилу, то засыпьте меня землей, и затем постойте вокруг могилы то время, в которое можно было бы заколоть животное и раздать его мясо. Дабы не почувствовал я в этот момент одиночества, и смог посмотреть, чем могу ответить посланцам моего Господа»

Источник: "Сахих Муслим", 70

Сказал шейх Мухаммад Амин аш Шанкыти приведя данный асар:

ومعلوم أن هذا الحديث له حكم الرفع، لأن استئناس المقبور بوجود الأحياء عند قبره لا مجال للرأي فيه

"И известно, что этот асар имеет хукм "раф'"  - слов Пророка, потому что радость мертвого компании живых у его могилы - не говорится такое по собственному мнению"

Источник: "Адва аль баян", 6/136

8. Из того чем можно подкрепить это - то о чем сказал имам Ибн аль-Каййим:

ويدل على هذا أيضا ما جرى عليه عمل الناس قديما وإلى الآن  من تلقين الميت في قبره ولولا أنه يسمع ذلك وينتفع به لم يكن فيه فائدة وكان عبثا وقد سئل عنه الإمام أحمد رحمه الله فاستحسنه واحتج عليه بالعمل  ويروى فيه حديث ضعيف ذكره الطبرانى فهذا الحديث وإن لم يثبت فإتصال العمل به في سائر الأمصار والأعصار من غير انكار كاف في العمل به وما أجرى الله سبحانه العادة قط بأن أمه طبقت مشارق الأرض ومغاربها وهي أكمل الأمم عقولا وأوفرها معارف تطيق على مخاطبة من لا يسمع ولا يعقل وتستحسن ذلك لاينكره منها منكر بل سنه الأول للآخر ويقتدي فيه الآخر بالأول فلولا ان المخاطب يسمع لكان ذلك بمنزلة الخطاب للتراب والخشب والحجر والمعدوم وهذا وان استحسنه واحد فا لعلماء قاطبة على استقباحه واستهجانه

"И доводом на слышание мертвых является то, что делали люди во времена саляфов и вплоть до этого момента - талькин (подсказывание) мертвому в его могиле (что ответить ангелам).

И если бы мертвые не слышали это и не получали бы от этого пользу, то не было бы никакого толка в этом, и это было бы напраслиной.

И был спрошен имам Ахмад да смилуется над ним Аллах об этом, и он посчитал это хорошим, и аргументировал на это деянием людей.

И передается об этом слабый хадис который упомянул ат Табарани.. и этот хадис хоть и не является достоверным, однако постоянное действие по нему во все времена во всех странах без порицания - достаточно для того чтобы можно было действовать по нему.

И абсолютно не является в обычае Аллаха, чтобы Умма заполнившая всю землю, и лучшая из Умм разумом, и самая широкая познанием - согласилась на обращении к тому то не слышит и не чувстует, и считала это хоршим, и никто не порицал это в ней, однако назвали это Сунной ее первые для ее поздних, и следует в этом поздний за ранним.  И если бы тот к кому обращаются не слышал, то это было бы в статусе разговора с пылью или деревом или отсутствующим, и такое если и может посчитать хорошим кто то, то все уляма на порочности этого и отвращении к этому"

Источник: "Ар Рух", 8

И сказал также Мухибб ат Табари аш Шафии (ум. 694 г.х.):

لم يزل العملُ بالتلقين قديمًا وحديثًا بين ظَهرانَيْ من يُقتَدَى به

"Это действие и в старые и в нынешние времена делалось на глазах тех за кем следуют"

Источник: "Аль-Муин аля филь ат талькин", 2

Сказал Ибн аль Мукри аш Шафии, ученик Ибн Теймии:

يستحب أن يلقن المين بعد الدفن

"Желательно делать талькин мертвому после похоронения.."

Источник: "Ар Руад", 1/264

Будет сказано - тахкык, что в этом вопросе есть разногласие, как упомянул шейх уль Ислам Ибн Теймия, на три слова - желательность, и это слово больших групп ученых из людей Шама, людей Медины, шафиитов и некоторых ханбалитов, и дозволенность без желательности - и это то к чему склонился Ибн Теймия, и нежелательность или запретность - и это мнение ряда шафиитов и мнение недждийских имамов.

И дозволяющие это опираются на некоторые асары от сподвижников и табиинов.

И суть чего мы хотим здесь - что если бы мертвый не слышал, то из этого следует что большинство саляфов и халяфов считали дозволенным обращаться к тому кто подобен камню и деревяшке, и это батыль вне сомнения.

И даже запрещающие ученые как например имамы Неджда - да смилуется над ними Аллах, никто из них не говорил что это ширк, однако они отнесли говорящего это к джахлю

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман:

وأما قوله: (وعد ذلك من الشرك)  فهذا بهت ظاهر، أين التلقين من الشرك؟ فالتلقين تذكير وتعليم، والشرك إعطاء المخلوق ما يستحقه الخالق وحده، من دعاء وتوكل ومحبة (5) ونحو ذلك من العبادات والطاعات، هذا هو الشرك، والشيخ أجل وأعلم من أن يجعل التلقين من الشرك، وتآليفه وبحثه يدل على أنه من الراسخين

"Что же касается слов Ибн Мансура: "И Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб посчитал талькин ширком, то это явная клевета, какое отношение имеет талькин к ширку?! Талькин - это напоминание и обучение, а ширк - давание сотворенному того что заслуживает лишь творец, как дуа, таваккуль, любовь поклонения, и тому подобные поклонения и подчинения. Вот это ширк! И шейх выше и знающей того чтобы называть талькин ширком, и его труды и исследования свидетельствуют что он один из крепких в знаниях ученых"

Источник: "Мисбах аз залям", 168

9. Это слово подавляющего большинства саляфов и ученых ахли-Сунна, и среди известных имамов кто был на этом мнении - Ахмад, Ибн Джарир ат Табари, Ибн Кутейба ад Динури, Абу Джа'фар Ибн Наххас, Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, Ибн Касир, Ибн Роджаб, и многие другие уляма.

- Что касается имама Ахмада, то уже предшествовало, что он посчитал хорошим талькын, и если бы он считал что мервтый не слышит - то нет сомнения что он не считал бы талькин хорошим

- Что касается имама Ибн Джарира ат Табари, то он подробно поговорил об этом вопросе в своей книге "Тахзиб аль Асар", разьяснив данный вопрос, и подробно ответив на доводы тех кто говорит что мертвые не слышат.

Сказал имам ат Табари:

اختلف السلف من علماء الأمة في معاني هذه الأخبار ، فقال جماعة يكثر عددها بتصحيحها ، وتصحيح القول بظاهرها وعمومها ، وقالوا : الميت بعد موته يسمع كلام الأحياء ، ولذلك قال النبي صلى الله عليه وسلم لأهل القليب بعدما ألقوا فيه ما قال ، قالوا : وفي قوله لأصحابه ، إذ قالوا : أتكلم أقواما قد ماتوا وصاروا أجسادا لا أرواح فيها ؟ فقال : « ما أنتم بأسمع لما أقول منهم » أوضح البيان عن صحة ما قلناه ، من أن الموتى يسمعون كلام الأحياء

"Разногласят саляфы из ученых Уммы о смыслах данных сообщений.

И сказала очень большая группа об их удостоверении и удостоверении слова в соответствии с их внешним и общим смыслом.

Они сказали: "Мертвый после своей смерти слышит слова живых, и поэтому сказал Пророк, мир ему, людям Кулейба после того как они были сброшены в этот колодец то что сказал"

И сказали: "И в словах Пророка своим сподвижникам в ответ на их вопрос: "Ты говоришь с людьми которые умерли и стали телами в которых нет душ?" - "Вы не являеетесь более слышащими чем они" - яснейшее разьяснение нашего слова о том что мертвые слышат слова живых"

Затем имам ат Табари привел многие сообщения, привел мнение Аиши и тех кто последовал ей, и перевесил слово большинства, и ответил на доводы тех кто говорит что мертвый не слышит.

Источник: "Тахзиб аль асар", муснад Умара

- Что же касается имама Ибн Кутейбы, то он подробно поговорил об этом вопросе в своей книге "Тауиль мухталиф аль хадис", стр. 227-229, и поддержал мнение что мертвые слышат и разьяснил верное понимание аятов которыми аргументируют оппоненты

- Что касается имама тафсира и языка, Ан-Наххаса (323-416 г.х.), то он в своей книге "И'роб аль Куран", 4/124-125, выбрал мнение что мертвые слышат и опроверг слова тех кто отрицает это и аргументирует аятами

- Также, у аль-Коды Абу аль Хусейна Ибн Аби Я'ла (ум. 458 г.х.) есть книга которая называется:

الرد على زائغ الاعتقادات في منعه سماع الأموات

"Опровержение на заблудшего в убеждениях в его отрицании слышания мертвых"

И хоть мы и не соглашаемся в обвинении противоположной стороны в заблуждении, однако показательно что автор был настолько уверен в этом вопросе что даже перешел черту и назвал противоречащего заблудшим. Сейчас же последователи аль-Альбани называют заблудшим того кто считает что считает большиство саляфов и имамов.

- Что касается шейх уль Ислама Ибн Теймии, то он поговорил об этом вопросе и утвердил слышание мертвых во многих местах свои книг

1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ومن المعلوم أن سَمْع الموتى قد ثبت بنصوص متواترة

"Известно, что слышание мертвых утверждено текстами категории мутаватир.."

Источник: "Джауаб аль итирадат аль мисрия", 73

2. У него есть большая фетва о слышании мертвых, где он утвердил что мертвый слышит и разьяснил ошибочность слов тех кто говорит что не слышит см. "Маджму аль-фатауа", 24/364

3. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وسماع الميت لقرع نعالهم والسلام عليه ونحو ذلك مما ثبت أن جنس الأموات يسمعونه، ليس ذلك مخصوصا بقوم معينين.

"И слышание мертвых звука отходящих сандалий, и саляма ему, и тому подобное что пришло достоверно о том что род мертвых слышит это - не является частным лишь о какой то конкретной группе мертвых"

Источник: "Аль-Мустадрак аля Маджму аль-фатауа", 1/94

- Что касается имама Ибн аль-Каййима то он поддержал это слово сильной поддержкой в своей книге "Ар Рух", и из того что он сказал:

والسلف مجمعون على هذا وقد تواترت الآثار عنهم بأن الميت يعرف زيارة الحي له ويستبشر به

"И саляфы единогласны на этом! И достигли степени таватура асары от них о том что мертвый знает о посещении живого его могилы и радуется этому.."

Источник: "Ар Рух", 5

И если кто то скажет что якобы Ибн аль Каййим написал книгу "Ар Рух" в юности когда был суфистом и еще не встретился с Ибн Теймией, или что она якобы не принадлежит ему, то эта ерунда требует подробного ответа, однако ограничимся кратким:

1. Слова Ибн аль-Каййима в "Ар Рух" - лишь пересказ и развитие доводов шейх уль Ислама Ибн Теймии из его фетв, держи примером то что было выше, и также в "аль-Фуру", том 3 стр 415

2. В книге "Ар Рух" имам Ибн аль Каййим упоминает Ибн Теймию и просит милости Аллаха за него что указывет что книга написана после смерти Ибн Теймии

3. Процитировал многие его слова из этого раздела "ар Рух" дословно его ученик хафиз Ибн Касир

4. Даже если предположить что эта книга не его, то разве имам Ибн аль-Каййим не говорит то же самое в других своих книгах?

Сказал имам Ибн аль-Каййим в "Тахзиб ас-Сунан":

لا ريب أن الميت يسمع بكاء الحي ويسمع قرع نعالهم

"Нет никакого сомнения что мертвый слышит плач живого, и слышит звук их сандалий расходящихся с джаназа.."

Источник: "Тахзиб ас Сунан", 2/85

И сказал Ибн аль-Каййим:

وفيه دليل على سماع أصحاب أهل القبور كلام الأحياء وخطابهم لهم

"И в хадисе Лякиты  - далиль на то, что мертвые слышат слова живых и их речь в их адрес"

Источник: "Зад аль-Маад", 3/696

- Сказал хафиз Ибн Касир в тафсире:

والصحيح عند العلماء رواية ابن عمر، لما لها من الشواهد على صحتها من وجوه كثيرة ..والسلف مجمعون على هذا، وقد تواترت الآثار عنهم بأن الميت يعرف بزيارة الحي له ويستبشر

"И верным у ученых является передача Ибн Умара (о том что мертвые слышат), по причине тех свидетельств на ее достоверность что имеются со многих сторон.. и саляфы единогласны на этом, и достигли степени таватура асары от них о том что мертвый знает о посещении живого его могилы и радуется этому.."

Источник: "Тафсир Ибн Касир", 6/325

- Также, имам Ибн Роджаб в книге "Ахуаль аль кубур", упомянул оба слова, и отнес мнение о слышании к подавляющему большинству, и поддержал его см. "Ахуаль аль кубур", стр. 80

- Сказал алляма Абдуллах Абу Бутейн, муфтий земель Неджда в хашии к словам автора "Зад": "И мертвый слышит слова живого..":

butain



"Сказал Ибн аль-Каййим: "Хадисы и асары доказывают что посещающий когда приходит, посещаемый знает об этом и слышит его слова и радуется его приходу, и отвечает на его салам. И это - общее как касательно шахидов, так и касательно других"

Источник: "Хашияту ар рувад", 1/244

- Также, сказал алляма Абдур-Рахман Ибн Косим ан Наджди к этим словам автора "Зад":

ويسمع الميت الكلام في الجملة لما في الصحيحين وغيرهما، قال «إنه ليسمع خفق نعالهم» وقال في قتلى بدر «ما أنتم بأسمع لما أقول منهم» وقال «إنهم ليسمعون الآن» وأمر بالسلام على أهل القبور، ولم يكن ليأمر بالسلام على من لا يسمع، وغير ذلك من البراهين الدالة على أن الميت يسمع في الجملة، وقال الشيخ، وابن كثير وغيرهما: سماع الموتى هو الصحيح من كلام أهل العلم، وهذا السمع سمع إدراك، لا يترتب عليه جزاء، ولا هو السمع المنفي في القرآن، وإن سمع فلا يمكنه إجابة الداعي، ولا ينتفع بالأمر والنهي، ولا يجب أن يكون السمع له دائمًا، بل قد يسمع بحال دون حال، كما يعرض للحي

"И слышит мертвый слова живого.." - в общем, согласно тому что пришло в двух "Сахихах" и других книгах, что мертвый слышит звук их сандалий, и что сказал Посланник Аллаха касательно убитых в битве при Бадре: "Вы не более слышащие что я говорю, чем они", и сказал: "Они слышат сейчас". И Пророк приказал давать салям погребенным, и не подобает ему приказывать давать салям тем кто не слышит. И есть и другие доводы доказывающие что мертвый слышит в общем.

И сказали шейх Ибн Теймия, и Ибн Касир, и другие: "Слышение мертвых - лишь это верное из слов ученых, и это слышание - слышание познавания, на которое не накручивается вознаграждение. И это не относится к слышанию отрицаемому в Коране. И мертвый если слышит то он не может ответить тому кто к нему обращается, и не получает пользы от приказов и запретов. И не обязательно что он слышит непрерывно, однако может иногда слышать а иногда нет, точно также как бывает и у живого"

Источник: "Хашияту ар рувад", 5/134

Ответ на шубухаты

Шубха 1: "В Коране сказано что они не слышат"

Ответ:

Сказал имам Ибн Джарир ат Табари:

إذ كان قوله : وما أنت بمسمع من في القبور ، وقوله : إنك لا تسمع الموتى ، محتملا من التأويل أوجها سوى التأويل الذي تأوله الموجه تأويله إلى أنه لا ميت يسمع من كلام الأحياء شيئا . فمن ذلك أن يكون معناه : فإنك لا تسمع الموتى بطاقتك وقدرتك ، إذ كان خالق السمع غيرك ، ولكن الله تعالى ذكره هو الذي يسمعهم إذا شاء ، إذ كان هو القادر على ذلك دون من سواه من جميع الأنبياء ، وذلك نظير قوله : وما أنت بهادي العمي عن ضلالتهم وذلك أن الهداية من الكفر إلى الإيمان والتوفيق للرشاد بيد الله دون من سواه ، فنفى جل ثناؤه عن محمد صلى الله عليه وسلم أن يكون قادرا أن يسمع الموتى إلا بمشيئته ، كما نفى أن يكون قادرا على هداية الضلال إلى سبيل الرشاد إلا بمشيئته وذلك يبين أنه كذلك في قوله : إن الله يسمع من يشاء وما أنت بمسمع من في القبور ، أنه جل ثناؤه أثبت لنفسه من القدرة على إسماع من شاء من خلقه ، بقوله : إن الله يسمع من يشاء ، ثم نفى عن محمد صلى الله عليه وسلم القدرة على ما أثبته وأوجبه لنفسه من ذلك ، فقال له : وما أنت بمسمع من في القبور ، ولكن الله هو المسمعهم دونك ، وبيده الإفهام والإرشاد والتوفيق ، وإنما أنت نذير ، فبلغ ما أرسلت به . فهذا أحد أوجهه ، والثاني : أن يكون معناه : فإنك لا تسمع الموتى إسماعا ينتفعون به ؛ لأنهم قد انقطعت عنهم الأعمال ، وخرجوا من دار الأعمال إلى دار الجزاء ، فلا ينفعهم دعاؤك إياهم إلى الإيمان بالله والعمل بطاعته ، فكذلك هؤلاء الذين كتب ربك عليهم أنهم لا يؤمنون ، لا يسمعهم دعاؤك إلى الحق إسماعا ينتفعون به ؛ لأن الله تعالى ذكره قد ختم عليهم أن لا يؤمنوا ، كما ختم على أهل القبور من أهل الكفر أنهم لا ينفعهم بعد خروجهم من دار الدنيا إلى مساكنهم من القبور إيمان ولا عمل ؛ لأن الآخرة ليست بدار امتحان ، وإنما هي دار مجازاة وكذلك تأويل قوله تعالى : إن الله يسمع من يشاء وما أنت بمسمع من في القبور ، وغير ذلك من وجوه المعاني . فإذ كان ذلك محتملا من المعاني ما وصفنا ، فليس لموجهه إلى أنه معني به أنه لا يسمع ميت شيئا بحال حجة ، إذ كان لا خبر بذلك عن رسول الله صلى الله عليه وسلم يصححه ، ولا في الفعل شاهد بحقيقته ، بل تأويل مخالفيه في ذلك على ما ذكرنا أولى بالصحة لما روينا عن رسول الله صلى الله عليه وسلم من الأخبار الواردة عنه أنهم يسمعون كلام الأحياء ، على ما وردت به عنه الآثار

"И ведь слова Аллаха: "Ты не заставишь слышать тех кто в могилах", и слова Аллаха: "Ты не заставишь слышать мертвых" - несут в себе варианты толкования помимо толкования тех, кто истолковал их на то что мертвые не слышат ничего из слов живых.

И из этих вариантов - то, что смысл аята будет: "Ты не заставишь слышать мертвых сам и своей силой, ведь Творец слуха - не ты, однако Аллах, Свят Он и Велик, лишь Он тот кто заставит их слышать если захочет, ведь Он способен на это помимо других даже если это Пророки".

И это будет подобно словам Аллаха - "Ты не наставишь слепого, выведя его из его заблуждения", и это потому, что наставление от куфра к Иману и прямому пути и благоразумию лишь в руках Аллаха, помимо кого то другого.

И поэтому отрицал Аллах, Свят Он и Велик, от Мухаммада, мир ему, что он способен заставить слышать мертвых кроме как если пожелает Аллах, точно также как отрицал от него что он способен наставить заблудших к верному пути кроме как если пожелает Аллах.

И это разьясняет то что в данном аяте Аллах сказав: "Аллах дает слух кому пожелает, и ты не заставишь слышать тех кто в могилах", сначала утвердил Себе способность давать слух кому пожелает из Его творений, сказав: "Аллах дает слух кому пожелает", а затем отрицал от Мухаммада, мир ему это качество которое утвердил лишь для себя, сказав: "А ты не заставишь слышать тех кто в могилах" - имея ввиду, что лишь Аллах сделает так чтобы они слышали, а не ты, и что в его руках давание понимания и наставления, а ты лишь увещеватель - так доноси же то с чем ты был послан.

И это один из вариантов толкования.

Второй вариант толкования - что смысл аята будет - "ты не сможешь заставить мертвых слышать таким образом, что они получат от этого пользу, потому что их деяния закончились, и они ушли из мира где совершают дела - в мир где получают за них воздаяние, поэтому не принесет им пользы то что ты призовешь их к Иману в Аллаха и подчинению Ему

И также и те, которым твой Господь предписал что они не уверуют - Он не даст им услышать твой призыв к истине таким образом что они получат от него пользу, потому что Аллах предписал им что они не уверуют - точно также, как предписал мертвым людям куфра, что им не принесет пользы после их смерти не иман не дела - потому что загробный мир - мир воздаяния за деяния, а не мир испытания"

И также, и толкование слов Аллаха: "Аллах дает слышать кому пожелает, а ты не заставишь слышать тех кто в могилах" - что имеется ввиду слух в результате которого получают пользу.

И есть и другие варианты смыслов.

И раз данные аяты несут в себе описанные варианты смыслов, то нет в нем довода у того, кто толкует аят на тот смысл, что мертвый не слышит ничего из слов живых, ведь у него нет сообщения на это от Посланника Аллаха которое подтверждало бы его слова.

Однако напротив, толкования противоречащих такому пониманию что мертвый не слышит - которые мы только что упомянули - ближе к верности, потому что о том что мертвые слышит слова живых мы передали хадисы от Посланника Аллаха и об этом пришли асары"

Источник: "Тахзиб аль-асар", муснад Умара

И к этому толкованию - что имется ввиду слух который приносит пользу и ведет человека к Иману, а не физический слух - склонились также Ибн Теймия, Ибн Роджаб, Ибн Касир, Ибн аль Каййим, и другие имамы.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

لَيْسَ فِي الْقُرْآنِ مَا يَنْفِي ذَلِكَ فَإِنَّ قَوْلَهُ: {إنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى} إنَّمَا أَرَادَ بِهِ السَّمَاعَ الْمُعْتَادَ الَّذِي يَنْفَعُ صَاحِبَهُ فَإِنَّ هَذَا مَثَلٌ ضُرِبَ لِلْكُفَّارِ وَالْكُفَّارُ تَسْمَعُ الصَّوْتَ لَكِنْ لَا تَسْمَعُ سَمَاعَ قَبُولٍ بِفِقْهِ وَاتِّبَاعٍ كَمَا قَالَ تَعَالَى: {وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُوا كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لَا يَسْمَعُ إلَّا دُعَاءً وَنِدَاءً} . فَهَكَذَا الْمَوْتَى الَّذِينَ ضَرَبَ لَهُمْ الْمَثَلَ لَا يَجِبُ أَنْ يُنْفَى عَنْهُمْ جَمِيعُ السَّمَاعِ الْمُعْتَادِ أَنْوَاعَ السَّمَاعِ كَمَا لَمْ يُنْفَ ذَلِكَ عَنْ الْكُفَّارِ؛ بَلْ قَدْ انْتَفَى عَنْهُمْ السَّمَاعُ الْمُعْتَادُ الَّذِي يَنْتَفِعُونَ بِهِ وَأَمَّا سَمَاعٌ آخَرُ فَلَا يُنْفَى عَنْهُمْ

"Нет в Коране того, что отрицает это. Ведь слова Аллаха: "Ты не заставишь слышать мертвых" - Аллах хотел в них лишь то слышание от которого получает пользу слышащий.

Ведь воистину это пример который был приведен о кафирах, а кафиры слышат голос, однако не слышат таким слышанием которое позволяет принять и последовать за истиной, как сказал Аллах: " Неверующие подобны скотине, которую зовет пастух, и она не слышит ничего, кроме зова и крика"

И также и мертвые которыми был приведен пример - не обязательно, чтобы отрицались от них все виды слуха, точно также, как не отрицались они от кафиров, однако было отрицаемо от них слышание от которого они получат пользу, остальное же слышание не отрицается от них"

Источник: "Маджму аль фатауа", 4/298

Также, у шейха Мухаммада Амина аш Шанкыти в его тафсире есть хорошее исследование этих аятов, где он на 20 страницах поговорил об этом вопросе, прекрасно аргументируя на это из Корана см. "Адва аль баян", 6/141

2. "Основа в том что мертвые не слышат, кроме как в тех ситуациях на которые указал далиль - как слышали те кто был в колодце, или когда от его могилы отходят слышит звук сандалий", и тд

Будет отвечено на этот шубухат с нескольких сторон:

1. Ясно опровергает данное понимание хадис Лякыта Ибн Амира, да будет доволен им Аллах, где Пророк сказал:

لَعَمْرُ اللَّهِ مَا أَتَيْتَ عَلَيْهِ مِنْ قَبْرِ عَامِرِيٍّ أَوْ قُرَشِيٍّ مِنْ مُشْرِكٍ فَقُلْ أَرْسَلَنِي إِلَيْكَ مُحَمَّدٌ فَأُبَشِّرُكَ بِمَا يَسُوءُكَ تُجَرُّ عَلَى وَجْهِكَ وَبَطْنِكَ فِي النَّارِ

" Мимо какой бы могилы амирита или курейшита из числа многобожников ты бы не проходил, скажи ему: "Послал меня к тебе Мухаммад, и я оповещу тебя тем, что тебя расстроит – поволокут тебя на твоем лице и животе в Огонь!"

И слово "..мимо какой бы могилы амирита или курейшита ты не проходил то скажи ему.." - ясный далиль на то что основа в том что мертвые слышат, потому что Пророк, мир ему, обобщил, и не конкретизировал одной могилой помимо другой, или одним временем помимо другого.

2. Данное понимание - ближе к захиритскому подходу, и отличается нежеланием посмотреть в общий смысл всех доводов и сообщений в этом разделе.

Слова Пророка, мир ему, обращаясь к мушрикам павшим при Бадре стоя возле их могилы..

Слова Пророка: "Всякий раз когда ты будешь проходить возле могилы курейшита или амирита.."

Слова Пророка: "Когда вы заходите на кладбище, говорите: "Ассаламу алейкум..."

Слова Пророка: "Мертвый слышит звук сандалий отходящих от могилы.."

Слова Пророка: "Мертвый мучается из-за плача родственников над ним.."

Слова сахабия: "..Постойте вокруг могилы то время, в которое можно было бы заколоть животное и раздать его мясо. Дабы не почувствовал я в этот момент одиночества.."

Талькин мертвому стоя над его могилой..

Разве все это и подобное этому не имеет один общий смысл - то что мертвый слышит то что возле своей могилы, который куда как очевиднее и явнее и ближе к известной мудрости Шариата и к разуму, чем заявление что мертвый слышит лишь звук сандалий потому что на это указал далиль?!

Все далили пришедшие на слышание мертвых обьединяются в своем указании на то что они слышат то что возле их могил, и такое их понимание намного ближе к истине чем этот захиритский подход.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وسماع الميت لقرع نعالهم والسلام عليه ونحو ذلك مما ثبت أن جنس الأموات يسمعونه، ليس ذلك مخصوصا بقوم معينين.

"И слышание мертвых звука отходящих сандалий, и саляма ему, и тому подобное что пришло достоверно о том что род мертвых слышит это - не является частным лишь о какой то конкретной группе мертвых"

Источник: "Аль-Мустадрак аля Маджму аль-фатауа", 1/94

3. И мы в общем согласны что мертвый иногда может не слышать, как и живой иногда может не слышать - по причине того или иного препятствия, как обьяснил это шейх уль Ислам Ибн Теймия, сказав:

فَهَذِهِ النُّصُوصُ وَأَمْثَالُهَا تُبَيِّنُ أَنَّ الْمَيِّتَ يَسْمَعُ فِي الْجُمْلَةِ كَلَامَ الْحَيِّ وَلَا يَجِبُ أَنْ يَكُونَ السَّمْعُ لَهُ دَائِمًا بَلْ قَدْ يَسْمَعُ فِي حَالٍ دُونَ حَالٍ كَمَا قَدْ يَعْرِضُ لِلْحَيِّ فَإِنَّهُ قَدْ يَسْمَعُ أَحْيَانًا خِطَابَ مَنْ يُخَاطِبُهُ وَقَدْ لَا يَسْمَعُ لِعَارِضٍ يَعْرِضُ لَهُ

"Эти тексты, и подобные им, разьясняют что мертвый слышит в общем слова живых.

И не обязательно чтобы он слышал их непрерывно и постоянно, однако он может слышать иногда, и не слышать иногда - подобно тому как случается у живого. Ведь живой иногда слышит обращение тех кто к нему обращается, а иногда не слышит по причине какого то препятствия препятствующего ему"

Источник: "Маджму аль фатауа", 24/364

Однако, основой является что мертвый слышит, что не отрицает того что он может не слышать в отдельные моменты из-за того или иного препятствия которое может случиться у него в загробной жизни.

3. Хадис: "Когда умирает человек, прерываются его дела кроме трёх - знание которым получают пользу, садака от которой постоянная польза, или праведный сын делающий дуа за него"

Будет сказано в ответ на данную аргументацию:

Утверждено и у нас и у вас, что мертвый будет поднят в своей могиле после смерти, и его допросят Мункар и Накир, и он будет отвечать, и утверждено и у нас и у вас что мертвый будет слышать звуки сандалий отходящих от могилы, и многое другое - и всё это дела.

И раз мы знаем, что Сунна Пророка не противоречит одна другой, то будет ясно, что под общим словом "деяния" в данном хадисе имеется ввиду частное - лишь какой то вид деяний, помимо других.

И на этот вид ясно указывает контекст хадиса - из упоминания трех видов деяний - постоянная садака, дуа праведного сына, и оставленное знание от которого польза - что имеются ввиду деяния, за которые человек получает награду - что именно такие деяния обрываются после смерти, кроме трех.

И это как мы уже выше приводили слова имама ат Табари - потому что загробная жизнь - место воздаяния за совершенные в дунья деяния, а не место совершения таких деяний.

Именно это имеется ввиду в данном хадисе, и стало ясно что он не указывает на отрицание того что мертвые слышат, и вся хвала Аллаху

4. "Это дает довод могилопоклонникам"

Будет сказано:

Это младенческий лепет, а не аргумент!

Если пришла Сунна, то мы обязаны следовать ей, а не возражать ей подобным бредом.

Кто виноват, что заблудший аль-Альбани и его последователи сделали слово большинства саляфов и ученых ахли Сунна - словом могилопоклонников, и воспитали на этом мусульман?

Сказал имам Ибн Теймия:

قَالَ سَلَمَةُ بْنُ شَبِيبٍ لِأَحْمَدَ: يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ: قَوَّيْت قُلُوبَ الرَّافِضَةِ لَمَّا أَفْتَيْت أَهْلَ خُرَاسَانَ بِالْمُتْعَةِ. فَقَالَ: يَا سَلَمَةُ كَانَ يَبْلُغُنِي عَنْك أَنَّك أَحْمَقُ وَكُنْت أُدَافِعُ عَنْك وَالْآنَ فَقَدْ تَبَيَّنَ لِي أَنَّك أَحْمَقُ، عِنْدِي أَحَدَ عَشَرَ حَدِيثًا صَحِيحًا عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَدَعُهَا لِقَوْلِك

"Сказал Саляма Ибн Шабиб Ахмаду Ибн Ханбалю: "О Абу Абдуллах, усилились сердца рафидитов когда ты дал фетву людям Хурасана о дозволенности мут'атуль хаджж"

Ахмад ответил: "О Саляма, до меня доходило что ты тупица, но я защищал тебя, а теперь мне разьяснилось что ты тупица! У меня 11 достоверных хадисов об этом от Посланника Аллаха, и я должен оставить их из-за этого твоего слова?!"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 26/54

Затем, какой довод могилопоклонникам в том, что мертвый слышит то что возле его могилы на то чтобы просить мертвого так и о том как и о чем можно просить лишь только Аллаха?!

Да и в чем разница в этом между мертвым и живым?

Эти слова удивительны и не стоят того чтобы к ним оборачиваться!

И в конце концов, могилопоклонники не утверждают для мертвых слух какой утверждаем мы, а утверждают что мертвый слышит тех кто взывает к нему с далеких концов света, одновременно и на разных языках - уподобляя слух мертвого слуху Всевышнего Аллаха, свят Он и Велик.

5. Аргументация словами Аиши, да будет доволен ей Аллах, и словами Катады

Будет сказано:

1. Аиша, да будет доволен ей Аллах, не говоря уже о Катаде- ее слово не было бы доводом в этом вопросе против слов других сподвижников, потому что слово одного сподвижника против другого не является доводом.

Так что же говорить когда у нас есть хадисы от Посланника Аллаха, указывающие на то что мертвые слышат?

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия про слово Аиши:

وَالنَّصُّ الصَّحِيحُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُقَدَّمٌ عَلَى تَأْوِيلِ مَنْ تَأَوَّلَ مِنْ أَصْحَابِهِ وَغَيْرِهِ

"И достоверный прямой текст от Пророка, мир ему, ставится выше чем толкование кого то из истолковавших сахабов и других"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 4/298

2. Противоречили в этом Аише другие сахабы, которые слышали эти слова из уст Пророка несопредственно.

3. Передается что Аиша, да будет доволен ей Аллах, вернулась от этого см. "Адва аль баян", 6/135

И это все шубухаты другой стороны какие я помню, и если вспомним еще что-то - мы добавим в работу инша Аллах.

В заключение - хвала Аллаху Господу Миров!

Комментариев нет:

Отправить комментарий