Чтение "Аль-Фатихи" за имамом
Это краткая работа, в которой я постарался очертить разногласия в этом вопросе и упомянуть основные доводы сторон
Этот вопрос относится к числу достаточно сложных вопросов, которые имамы фикха с обеих сторон уединяли в отдельных книгах по этой теме, на подобие книг аль-Бухари, аль Бейхакы, и также ответа шейх уль Ислама Ибн Теймии на аль Бухари, и так далее.
И данная краткая статья совершенно не может служить никаким "решающим словом", однако это лишь краткое упрощение и изложение вопроса.
Я упомянул лишь достоверные доводы сторон и оставил упоминание слабых и сомнительных хадисов которыми аргументируют все стороны на свои мазхабы, подобно хадису "Не читайте за имамом когда он читает вслух, кроме "Аль-Фатихи", и тд
И тауфик принадлежит Аллаху.
بسم الله الرحمن الرحيم
Это вопрос давних разногласий у сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, и имамов фикха из числа саляфов.
Очертим круги разногласий
Первое разногласие - это обязательно ли вообще читать "Аль-Фатиху" в молитве даже если ты молишься один?
Сказал Абу Ханифа и его заблудшая группа: "Нет, не обязательно, однако даже если человек прочитал 1 аят на персидском - то его молитва будет действительной"
Сказали люди хадиса и Сунны: обязательно в общем чтение суры "Аль-Фатиха" в молитве, согласно ясному далилю слов Посланника Аллаха:
لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب
"Нет молитвы у того, кто не читал суру "Аль-Фатиха"
Передали его аль-Бухари, Муслим, и другие, и хадисы с таким смыслом достигают степени мутаватир как сказал имам аль Бухари.
И после их единогласия на этом, и на том, что не действительна молитва того, кто не читал суру "Аль-Фатиха" при способности на это, молясь в одиночку, они разногласили касательно того, кто читает за имамом.
1. Сказала группа из них: данный хадис частный, и касается лишь того кто молится в одиночку, что же касается того, кто молится за имамом, то чтение имама засчитывается ему, и он не должен читать "Аль-Фатиху"
Это слово таких имамов, как Суфьян ас-Саури, Суфьян Ибн Уейна, Ибн Аби Лейла, и других людей знания.
Сказал имам Суфьян Ибн Уейна:
تَفْسِيرُ الْحَدِيثِ الَّذِي قَالَ: «لَا صَلَاةَ إِنْ لَمْ يَقْرَأْ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ» إِذَا كَانَ وحده فإذا كان مَعَ الْإِمَامِ فَقِرَاءَةُ الْإِمَامِ لَهُ قِرَاءَةٌ
"Толкование хадиса в котором Пророк сказал: "Нет молитвы у того кто не прочитал аль-Фатиху" - то что это про того кто молится один, а если же он молится за имамом - то чтение имама будет чтением и для него"
Источник: "Аль-Авсат", 3/257
Эти имамы аргументировали некоторыми хадисами которые недостоверны со стороны иснада, и передавали в поддержку своего мнения слова некоторых сподвижников, как Джабир, Зейд Ибн Сабит, и другие. И в их иснадах есть проблемы как сказал имам Ибн аль-Мунзир, и это достоверно от сподвижников лишь от Джабира, как сказал хафиз Ибн Абдуль Барр.
2. Сказала вторая группа людей знания - данный хадис обобщенный, и касается любой молитвы, кроме лишь тех, где имам читает вслух, и далиль на это - слова Всевышнего Аллаха:
وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا
"Когда читается Коран то слушайте его и أنصتوا (они истолковали это слово как "полностью храните молчание")"
(Аль-А'раф, 204)
Сказали они: "Саляфы единогласны, что данный аят ниспослан касательно молитвы"
И сказали: الإنصات к которому приказано в молитве - это в языке и Шариате - полное молчание и воздерживание от какого-бы то ни было произношения.
И также они аргументировали словами Пророка, мир ему:
إِنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ فَإِذَا كَبَّرَ فَكَبِّرُوا، وَإِذَا قَرَأَ فَأَنْصِتُوا
"Имам был установлен лишь для того чтобы следовать за ним, и когда он делает такбир - то делайте и вы такбир, а когда он читает - то молчите и прислушивайтесь"
[Данный хадис передал имам Муслим в "Сахихе", и другие, и добавка: "И когда он читает - молчите и прислушивайтесь" - ослабило ее большое количество великих имамов, среди которых - Яхья Ибн Маин, аль-Бухари, Абу Дауд, Абу Хатим ар Рази, аль-Баззар, Ан-Насаи, Мухаммад Ибн Яхья аз Зухли, аль-Асрам, Абу аль-Фадль аш Шахид, ад-Даракутни, Абу Мас'уд ад Димашкы, Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма, Абу Али ан-Найсабури, аль-Хаким, аль-Бейхакы, Ибн Роджаб, Мукбиль Ибн Хади, и другие. И передал аль Бейхакы иджма старых хафизов на его слабость, и нет довода у некоторых имамов кто удостоверил его
Сказал имам ад-Даракутни:
43 - وأخرج مسلم أيضاً حديث جرير عن التيمي عن قتادة عن أبي غلاب عن حطان عن أبي موسىعن النبي (صلى الله عليه وسلم) في سنن الصلاة وتعليم النبي (صلى الله عليه وسلم) إياهم ذلك، فيه (وإذا قرأ فانصتوا) وقد خالف التيمي جماعة منهم هشام الدستوائي وشعبة وسعيد وأبان وهمام وأبو عوانة ومعمر وعدي بن أبي عمارة ورووه عن قتادة، لم يقل أحد منهم: (وإذا قرأ فانصتوا) وقد روي عن عمر بن عامر عن قتادة متابعة التيمي وعمر ليس بالقوي تركه يحيى القطان وفي اجتماع أصحاب قتادة على خلاف التيمي دليل على وهمه والله أعلم.
"Передал Муслим также от Джарира, от ат Тейми, от Катады, от Аби Галляба от Хиттана, от Абу Мусы, от Пророка, мир ему, хадис о сунанах молитвы и его обучении сподвижников им, и пришло в этом хадисе: "И когда имам читает - то молчите и прислушивайтесь".
И противоречил Сулейман ат Тейми целой группе мухаддисов которые передали этот хадис от Катады и не упомянул ни один из них слов: "И когда он читает - молчите и прислушивайтесь".
Среди них: Хишам ад-Даставаи, Шу'ба, Саид, Абан, Хумам, Абу Аввана, Ма'мар, Ади Ибн Аби Амара.
И передано такое слово от Умара Ибн Амира, от Катады, подкрепляя передачу ат Тейми, однако Умар не является сильным в хадисе, его оставил Яхья аль-Каттан.
И в единогласии учеников Катады на противоречии Сулейману ат Тейми - довод на его ошибку"
Источник: "Аль-Ильзамат уа ат татаббу", 171]
- И также некоторые поздние придерживающиеся этого мнения, сказали что на этом иджма сахабов!
И это слово - о чтении за имамом лишь в том где он читает про себя - слово таких имамов как Ахмад Ибн Ханбаль, Исхак Ибн Рахавейхи, Малик Ибн Анас, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, Ат-Табари, и передается оно от группы сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, среди них - Ибн Умар, Аиша, и другие, да будет доволен ими Аллах.
3. Сказала третья группа: однако обязательно читать "Аль-Фатиху" в каждой молитве, все равно ты читаешь один, или за имамом, читает имам вслух, или про себя.
И это - слово аш Шафии, Лейса Ибн Са'да, аль-Аузаи, Абу Саура, аль-Бухари, аль-Музани, аль-Бувейты, Ибн Хузеймы, Ибн аль-Мунзира, и других имамов, и слово группы сподвижников и табиинов.
И отвечающий придерживается данного слова, и поэтому я более подробно разверну его доводы.
Сказали они: хадис: "Нет молитвы тому, кто не читал "Фатиху" - обобщенный, и не дозволительно никому говорить, что молитва в каком-то случае действительна без чтения "Фатихи", когда Пророк, мир ему, сказал что недействительна, кроме как при ясном достоверном конкретизирующем тексте, не несущем в себе двойных толкований, и нет в данном вопросе подобного текста, поэтому обязательно принимать слова Пророка, мир ему, на их обобщенности, так как они пришли.
Сказали они: что же касается аята, то они ответили на этот аят следующими путями:
1. Сказали некоторые из них: этот аят общий, а хадис касательно него будет частным - со смыслом, что следует прислушиваться когда читается Коран, и молчать, кроме как того, что оговорила Сунна, а это чтение суры "Аль-Фатиха", без которой молитва не действительна. И Сунна является толкующей Коран, и разьясняющей его смыслы, и Сунна разьяснила что не действительна молитва без "Аль-Фатихи".
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
وَقَالَ بَعْضُهُمْ: وَقَوْلُهُ: {وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ} [الأعراف: 204]، خَاصٌّ وَاقِعٌ عَلَى مَا سِوَى فَاتِحَةِ الْكِتَابِ
"Сказали некоторые из ученых: "Слова Аллаха: "А когда читается Коран то слушайте его и молчите, и вы будете помилованы" - частные, которые касаются всего, помимо суры "Аль-Фатиха"
Источник: "Аль-Авсат", 3/262
2. Второй, и это очень сильный ответ, которым ответил имам Ибн Хузейма, а также хафиз аль Бейхакы и другие ученые.
Краткая суть их ответа - что в аяте приказано лишь воздерживаться от слов людей, так как до ниспосылания данного аята сподвижники разговаривали в молитве, и не было приказано воздерживаться от поминания Аллаха и чтения Корана про себя.
И также они сказали: что же касается заявления, что الإنصات к которому приказывается в аяте - это лишь полное молчание и оставление любого произношения в языке и Шариате, то это ошибочное заявление противоречащее хадисам Посланника Аллаха.
Приведем здесь слова хафиза аль Бейхакы.
Сказал аль-Бейхакы:
"Те, кто говорят верное слово - а это то что чтение за имамом обязательно, все равно читай имам вслух или про себя - заявляют, что мы не отрицаем, что аят был ниспослан касательно молитвы, или касательно молитвы и хутбы - как это сказали те саляфы этой Уммы, чьи слова мы уже упомянули.
Однако эти саляфы, или некоторые из них - сказали сокращенно, сказав: "Это было ниспослано касательно молитвы" - обобщенно и не разьяснив.
Другие же, как Абу Хурейра - а он был самым запоминающим в свое время, и также те кто последовали ему из сподвижников и табиинов - передали причину ниспосылания полностью, уточнив и разьяснив, и упомянув то, что сподвижники делали в молитве до ниспосылания данного аята, до тех пор, пока он не был ниспослан аят, запретив это действие.
Поэтому, обязательно взять это разьяснение, и ограничиться лишь на оставлении данного действия, а не молчать вместо чтения, которое является обязательным в молитве по причине шариатской основы"
Затем передал аль-Бейхакы по многим иснадам от Абу Хурейры, что он сказал в тафсире данного аята: "Сподвижники разговаривали в молитве, и Аллах ниспослал этот аят: "Когда читается Коран, то слушайте его и молчите", и приказал им к смиренности и богобоязненности в молитве, и запретил разговаривать в ней"
И передал от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Этот аят был ниспослан касательно поднятия голосов когда они стоят за Посланником Аллаха в молитве, или хутбе джума, или в праздничной молитве. Им было запрещено говорить в молитве"
И передал такой же смысл от аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах.
И передал от Катады, что он сказал: "Человек мог зайти когда остальные молятся, и спросить их: "Сколько вы уже прочитали? Сколько осталось?". И Аллах ниспослал : "Когда читается Коран, то -слушайте его и молчите"
И передал такой же смысл от Муавии Ибн аль-Курры, табиина.
Затем сказал аль-Бейхакы:
"И эти сообщения доказывают, что Всевышний Аллах в этом аяте лишь приказал к "аль-инсат", и это - молчание и воздерживание от тех слов, что они говорили в молитве ранее, и от голосов которые они поднимали читая за имамом - а не к молчанию от самого чтения и поминания Аллаха про себя.
Что же касается поминания Аллаха, и тех действий что обязательны на молящемся - а это чтение аль-Фатихи - то им не было приказано воздержаться от них и слушать.
И это ясно в достоверной передаче от Ибн Мас'уда - رضي الله عنه
Сказал Ибн Мас'уд: "Я приходил к Пророку, мир ему, и давал ему салям, когда он был в молитве, а он возвращал мне салям.
И однажды я пришел к нему, и дал ему салям, а он не ответил мне. И я не молился ни одной молитвы которая была бы для меня страшнее чем эта. И когда Посланник Аллаха вышел из молитвы, он сказал: "Истинно, Аллах меняет что пожелает, и истинно, Аллах повелел о молитве чтобы вы не говорили в ней ничем, кроме зикра Аллаха и того что следует вам говорить, и стояли перед Аллахом смиренно"
И этот хадис передал его имам Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма, и аргументировал им, и сказал: "И этот хадис разьясняет , что молящиемся было лишь запрещено говорить в молитве что либо, помимо зикра Аллаха, и того, что обязательно следует делать молящемуся. А чтение "аль-Фатихи" в молитве относится к тому, что следует делать молящемуся"
Затем Ибн Хузейма аргументировал достоверным хадисом, в котором ясно пришло, что Посланник Аллаха запретил молящимся произносить мирские слова людей, и что он в то же время приказал им делать такбиры, и тасбихи, и читать Коран в молитве, даже если они будут позади имама.
- От Муавии Ибн аль-Хакама ас-Сулями, что он сказал: "Однажды я был в молитве с Посланником Аллаха, мир ему, и чихнул один мужчина, и я сказал ему: "Да помилует тебя Аллах!". И люди устремили на меня свои взгляды. Я сказал: "Почему вы так смотрите на меня?". И они стали бить своими руками по своим бедрам. И когда я увидел что они затыкают меня, и замолчал. И когда Посланник Аллаха закончил молитву, он позвал меня, и да будут мои отец и мать выкупом за него - я никогда не видел учителя лучше чем Посланник Аллаха. Он не кричал на меня, не бил меня, не ругал меня, однако сказал: "Наша молитва - не годится в ней ничего из слов людей, однако она - это такбир, тасбих, и чтение Корана"
И в этом - ясный далиль на то что молитва того кто молится за имамом, включает в себя чтение Корана, и такбир, и тасбих, точно также, как включает в себя молитва имама, и того кто молится отдельно.
Ведь Пророк мир ему, обучил Муавию Ибн аль Хакама, что в этой их молитве не годится ничего из слов людей, и что она состоит лишь из такбира, тасбих и чтения Корана.
И Муавия Ибн аль-Хакам в этой молитве был ведомым, а не имамом, и не тем кто молится отдельно.
И в этом хадисе ясное разьяснение того, что запрещенное им в аяте - это лишь слова людей друг с другом, а не зикр и чтение Корана которые Посланник Аллаха назвал молитвой..
Источник: "Аль-Кыраату хальфа аль-имам", 120
- Что же касается заявления что "аль-инсот" (الإنصات) к которому приказано в аяте - под ним в языке и Шариате значится лишь полное оставление произношения, то сказал аль-Бейхакы: "И нет смысла заявлениям тех кто говорят что الإنصات в языке- это молчание, и что в Шариате это слово опускается лишь на полное оставление произношения.
Ведь пришли достоверные сообщения где это слово опущено на оставление произношения вслух наряду с произношением про себя, или опущено на оставление мирских слов людей, без оставления зикра про себя"
Затем аль-Бейхакы передал множество хадисов где слово "Аль-Инсат" (الإنصات) опускается лишь на оставление лишних слов, и на оставление слов вслух, а не на полное молчание.
Так, среди них, что Посланник Аллаха сказал:
لَا يَتَطَهَّرُ الرَّجُلُ فَيُحْسِنُ طُهُورَهُ ثُمَّ يَأْتِي الْجُمُعَةَ فَيُنْصِتُ حَتَّى يَقْضِيَ الْإِمَامُ صَلَاتَهُ إِلَّا كَانَ كَفَّارَةً لَهُ مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْجُمُعَةِ الْمُقْبِلَةِ مَا اجْتُنِبَتْ الْمَقْتَلَةُ
"Всякий раз когда муслим хорошо очистится, затем придет на джума, затем будет проявлять "инсат" (ينصت) до тех пор пока имам не закончит молитву - это будет ему искуплением того что между этой джума и следующей, до тех пор пока он будет избегать убийства"
Сказал аль-Бейхакы:
فالنبي صلى الله عليه وسلم ندب في هذه الأخبار إلى الإنصات عند خروج الإمام يوم الجمعة حتى يصلي الإمام ومعلوم أنه لم يرد به سكوت الإمام عن تكبيرة الافتتاح وتكبيرات الانتقالات والتسبيح في الركوع والسجود والذكر عند الرفع والتشهد والدعاء والتسليم وإنما أراد سكوته عن كلام الناس وإنصاته عن محادثة بعضهم بعضا حتى يفرغ الإمام من الصلاة وكذلك لم يرد سكوته عن قراءة الفاتحة وفيه دليل على أن الإنصات يطلق على ترك الجهر وترك كلام الناس وإن كان قارئا في السر ذاكرا في نفسه
"И Пророк, мир ему, побудил в этих сообщениях к "аль-инсату" (الإنصات) начиная с момента когда имам выходит давать проповедь в день джума и вплоть до того момента как имам закончит молитву.
И известно, что Пророк мир ему не имел ввиду что он будет молчать и не произносить такбир открывающий молитву, и переходные такбиры, и молчать и не делать тасбих в руку и суджуде, и молчать и не делать зикр при поднимании с руку, и при ташаххуде, и саляме.
Однако Пророк лишь имел ввиду чтобы он молчал от мирских разговоров людей, и молчал и не говорил с другими пока имам не закончит молитву.
И точно также - Аллах не имел в аяте ввиду чтобы человек молчал и не читал "Аль-Фатиху"
И в этих сообщениях - далиль на то, что "аль-Инсат" (الإنصات) употребляется касательно оставления произнесения громко, наряду с произнесением тихо и про себя, и касательно оставления мирских разговоров людей"
Источник: "аль-Кыраату хальфа аль-имам", 124
Таким образом, стало ясно что аргументация данным аятом неверна, или как минимум далеко неоднозначна, значит следует вернуться к утвержденной ясной основе - а это хадис мутаватир от Посланника Аллаха: "Нет молитвы у того, кто не читал "Аль-Фатиху"
- Что же касается хадиса: "Когда имам читает - то молчите и слушайте (أنصتوا)", то данный хадис не достоверен от Посланника Аллаха, мир ему, практически по иджма старых ученых хадиса, и нет довода у того кто удостоверил его.
И если предположить его достоверность - то ответ на него будет таким же, как и на аят, ведь там используется то же слово.
- Что же касается заявленного иджма сахабов, то недостоверно в данном вопросе иджма, однако сподвижники разногласили в этом.
Сказал имам ад-Даракутни в "Сунане":
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْقَاسِمِ بْنِ زَكَرِيَّا حَدَّثَنَا أَبُو كُرَيْبٍ حَدَّثَنَا حَفْصُ بْنُ غِيَاثٍ عَنِ الشَّيْبَانِىِّ عَنْ جَوَّابٍ عَنْ يَزِيدَ بْنِ شَرِيكٍ قَالَ سَأَلْتُ عُمَرَ عَنِ الْقِرَاءَةِ خَلْفَ الإِمَامِ فَأَمَرَنِى أَنْ أَقْرَأَ . قَالَ قُلْتُ وَإِنْ كُنْتَ أَنْتَ قَالَ وَإِنْ كُنْتُ أَنَا. قُلْتُ وَإِنْ جَهَرْتَ قَالَ وَإِنْ جَهَرْتُ. هَذَا إِسْنَادٌ صَحِيحٌ.
"Рассказал нам Мухаммад Ибн аль-Косим Ибн Закария, что рассказал им Абу Курейб, что рассказал им Хафс Ибн Гияс, от аш Шайбани, от Джавваба, от Язид Ибн Шарика, что он сказал: "Я спросил Умара Ибн аль Хаттаба о чтении за имамом, и он приказал мне читать. Я сказал: "Даже если этим имамом будешь ты?" Он сказал: "Даже если им буду я". Я сказал: "Даже если ты будешь читать вслух?" Умар сказал: "Даже если я буду читать вслух"
Его иснад достоверный"
Источник: "Сунан ад Даракутни", 1224
Также передал Абдур-Раззак с достоверным иснадом от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он повелел читать про себя за имамом
Сказал Абдур-Раззак:
عَنْ مَالِكٍ، عَنِ الْعَلَاءِ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَعْقُوبَ، أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا السَّائِبِ، مَوْلَى بَنِي زُهْرَةَ يُحَدِّثُ، أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا هُرَيْرَةَ يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ صَلَّى صَلَاةً لَمْ يَقْرَأْ فِيهَا بِأُمِّ الْقُرْآنِ فَهِيَ خِدَاجٌ، هِيَ خِدَاجٌ غَيْرُ تَامٍّ» قَالَ: فَقُلْتُ لَهُ: يَا أَبَا هُرَيْرَةَ إِنِّي أَكُونُ أَحْيَانًا وَرَاءَ الْإِمَامِ قَالَ: فَغَمَزَ ذِرَاعِي ثُمَّ قَالَ: اقْرَأْ بِهَا يَا فَارِسِيُّ فِي نَفْسِكَ
"От Малика, от аль-Аля Ибн Абдур Рахмана Ибн Я'куба, что он слышал Абу ас-Саиба, вольноотпущенника Бану Захра, как то рассказал что он слышал Абу Хурейру, как он сказал: "Сказал Посланник Аллаха: "Кто прочитал молитву, и не прочитал в ней суру "Аль-Фатиха", то эта молитва неполноценная".
Я сказал Абу Хурейре: "О Абу Хурейра, я иногда бываю позади имама"
И он сдавил мне локоть, и сказал: "Читай, о перс, про себя!"
Источник: "Аль-Мусаннаф", 2768, иснад годный
И аргументировал этим асаром имам аш Шафии.
Сказал аш Шафии:
وأبو هريرة حمل الحديث عن رسول الله وهو أولى بتفسيره لأنه قد سمعه وقد يكون شهد من تفسيره ما لم يشهد غيره ممن لم يسمعه
"И Абу Хурейра - тот кто взял этот хадис от Посланника Аллаха, мир ему, и он первее к его толкованию, чем кто либо другой, потому что он слышал его, и он мог увидеть и услышать его толкование, которое не знает тот, кто не слышал его"
Источник: "Мухтасар аль Бувейты", 121
Сказал также Абдур-Раззак:
عَنْ جَعْفَرِ بْنِ سُلَيْمَانَ، عَنِ ابْنِ عَوْنٍ قَالَ: حَدَّثَنَا رَجَاءُ بْنُ حَيْوَةَ قَالَ: صَلَّيْتُ إِلَى جَنْبِ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ، فَسَمِعْتُهُ يَقْرَأُ خَلْفَ الْإِمَامِ، فَلَمَّا قَضَيْنَا صَلَاتَنَا قُلْنَا: يَا أَبَا الْوَلِيدِ، أَتَقْرَأُ مَعَ الْإِمَامِ؟ قَالَ: «وَيْحَكَ إِنَّهُ لَا صَلَاةَ إِلَّا بِهَا»
"От Джафара Ибн Сулеймана, от Ибн Ауна, что он сказал: "Рассказал нам Раджа Ибн Хайва, что он молился рядом с Убадой Ибн Самитом, и услышал, как он читает позади имама, и когда молитва закончилась, сказал ему: "О Абу аль-Валид, ты читаешь вместе с имамом?!". Убада ответил: "Горе тебе! Нет молитвы кроме как с "Фатихой"!"
Источник: "Аль-Мусаннаф", 2771 и иснад годный
Сказал имам аль-Аузаи:
يقرأ خلف الإمام فيما أسر وفيما جهر قَالَ أَخَذَتُ الْقِرَاءَةَ مَعَ الْإِمَامِ عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ وَمَكْحُولٍ
"Читается за имамом и когда он читает про себя, и когда он читает вслух, и я взял чтение за имамом от Убады Ибн Самита и Макхуля"
Источник: "Аль-Истизкар", 1/467
Также это передано и от других сподвижников, поэтому ошибочно говорить что в этом вопросе иджма сподвижников.
Сказал Ибн Абдуль Барр упоминая придерживавшихся данного мазхаба:
وممن قال هذا الشافعي بمصر وعليه أكثر أصحابه وهو قول الأوزاعي والليث بن سعد وبه قال أبو ثوروهو قول عبادة بن الصامت وعبد الله بن عمرو وبن عباس واختلف فيه عن أبي هريرة وبه قال عروة بن الزبير وسعيد بن جبير ومكحول والحسن البصري
"И из тех кто сказал об этом - аш Шафии в своем новом мазхабе в Мисре. И на этом большинство его учеников, и это слово Аль Аузаи, аль-Лейса Ибн Сада, и Абу Саура.
И это слово Убады Ибн ас-Самита, Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса, Ибн Аббаса, и одно из двух слов переданных от Абу Хурейры.
И об этом же сказали Урва Ибн аз Зубейр, Саид Ибн Джубейр, Макхуль, аль-Хасан аль Басри"
Источник: "Аль-истизкар", 1/467
Мас'аля: когда надо читать за имамом - когда он молчит, или нет проблем читать когда он читает?
Разногласят имамы обязывающие читать "Аль-Фатиху" даже за тем имамом когда он читает вслух - лучшим ли будет читать когда имам берет паузу и молчит, или нет проблем читать в любое время за ним.
И те кто сделали аят частным лишь касательно слов людей, говорят что нет проблем читать за имамом в тот момент когда он читает
Другие же, как Ибн аль-Мунзир, и Абу Саур, и аш Шафии в одном из риваятов - говорят чтобы читал в то время когда имам молчит.
Лично отвечающий склоняется к первому мнению, но нет проблем если кто то будет стараться совместить и выйти из разногласия.
И передал Саид Ибн Джубейр от тех кто был до него, что они оставляли паузу для "аль-Фатихи" (см. "Мусаннаф Абдур Раззак", 2789).
Аллах знает лучше
Мас'аля: тот кто опоздал на ракаат и не успел прочитать "аль-Фатиху" - действителен ли его ракаат?
Передали многие люди знания иджма на то что он действителен, и первый кто противоречили из ахлюль хадис в этом вопросе - это имамы Али аль-Мадини и аль-Бухари, поняв так некоторые тексты и асары.
Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи:
أَجْمَعَ النَّاسُ عَلَيْهِ أَنَّ مَنْ أَدْرَكَ الرُّكُوعَ أَدْرَكَ الرَّكْعَةَ
"Единогласны люди, что тот кто застал руку' - тот застал ракаат"
Источник: "Аль-Истизкар", 1/451
Сказал имам Ахмад:
لم يخالف في ذلك أحد من أهل الإسلام
"Не противоречил в этом ни один из людей Ислама"
Источник: "Фатх аль бари", 7/109
И их довод - хадис Абу Бакрата, переданнный аль Бухари и Муслимом и другими, то что Абу Бакрата пришел и застал Пророка в руку, и присоединился к нему, и Пророк мир ему не повелел ему заново прочитать этот ракаат.
И если кто-то скажет: разве это не является доводом на то что не обязательно чтение "Аль-Фатихи" за имамом?
То будет отвечено: ответили на это имам аш Шафии и другие ученые тем, что обязательства вменяются к исполнению лишь при способности их совершить, и человек который не застал достаточное количество времени чтобы прочитать "Аль-Фатиху" - не был способен прочитать ее, и не была она обязательна на нем, и данный хадис - хадис Абу Бакрата - стал единственным исключением из хадиса: "Нет молитвы без чтения "Аль-Фатихи".
И тауфик принадлежит Аллаху.
Заключение
Это краткая работа - цель которой была изложить доводы сторон и показать силу разногласия в этом вопросе.
И кто из простых братьев не может разобратья - ни в коем случае не ссорьтесь, и не спорьте, следуйте каждый тому что вам видится сильнее, а если совсем трудно - то просто сделайте таклид тому имаму которому вы больше доверяеете. Так как разногласие в этом вопросе приемлемое, и слабое и ложное мнение здесь лишь мнение Абу Ханифы.
И вся хвала Аллаху, Господу Миров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий