Хукм укорачивания бороды

Хукм укорачивания бороды

Вопрос: Можно ли отрезать от бороды то что больше обхвата кулаком?



Ответ:

Хвала Аллаху, Господу Миров.

В наше время в этом вопросе есть две крайности, которые практически или вообще неизвестны от саляфов.

Первая группа утверждает, что под приказ Пророка отпускать бороду подходит оставление любой растительности на лице, даже если это будет короткие волосы или щетина, опуская лингвистическое толкование слова أعفوا  (оставляйте) которое указывает на многочисленность, как это придёт, и не обращая внимание на описание бороды Пророка, мир ему, и на действие его сподвижников. И это слово - не дошло до нас от кого то из известных имамов саляфов в фикхе, однако его придерживаются различные поздние хулюфы, искажающие мазхабы саляфов и в куда более серьезных вещах.

И цель этой группы в этом зачастую - размытие границ и уподобление неверным и желание приблизиться к ним.

Другая же группа ушла в противоположную крайность, и заявила, что абсолютно запрещено любое корректирование и подстригание бороды, и обязательно отращивать ее какая бы она при этом не была длинная или рассыпающаяся в разные стороны

И эти люди тоже не посмотрели на описание бороды Пророка, мир ему, и понимание сподвижников, и то на чем имамы фикха из числа саляфов, и это слово также не пришло достоверно ни от кого из ранних имамов, и первый от кого оно утверждено это ан Навави, который противоречил в этом саляфам в том числе своему имаму.

Знайте, да помилует вас Аллах, что имамы людей Сунны и хадиса из саляфов, и даже имамы приверженцев суждений по своему мнению не разногласят в том, что слово одного сподвижника является аргументом, когда ему не противоречит другой сподвижник, и это мнение Малика, Суфьяна ас-Саури, Аш Шафии в верном от него, Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Аль-Бухари, и других известных факихов из людей хадиса, а также Абу Ханифы и его последователей - противореча в этом захиритам и некоторым поздним шафиитам, хариджитам, джахмитам, ашаритам, и другим.

И данный вопрос изучается в усуль аль-фикх, и быть может при наличие времени удастся составить подробную работу по нему.

И если это так, то в нашем случае пришло не просто слово одного сподвижника, а слово многих сподвижников не разногласит в том, что дозволено убирать из бороды то что больше обхвата.

Приведем их слова.

1. Абдуллах Ибн Умар, да будет доволен им Аллах

1. Сказал имам аль-Бухари:

وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ إِذَا حَجَّ أَوِ اعْتَمَرَ قَبَضَ عَلَى لِحْيَتِهِ ، فَمَا فَضَلَ أَخَذَهُ

"Ибн Умар, когда совершал хаджж или умру, брал свою бороду в кулак, и то что оставалось - срезал"

Источник: "Сахих аль Бухари", 19/428

И если кто-то скажет: "Но это то, что касается хаджжа или умры", то будет отвечено - нет, однако это было понимание этим балгородным факихом из сподвижником хадиса об отпускании бороды.

Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани в шархе:

الَّذِي يَظْهَر أَنَّ اِبْن عُمَر كَانَ لَا يَخُصّ هَذَا التَّخْصِيص بِالنُّسُكِ بَلْ كَانَ يَحْمِل الْأَمْر بِالْإِعْفَاءِ عَلَى غَيْر الْحَالَة الَّتِي تَتَشَوَّه فِيهَا الصُّورَة بِإِفْرَاطِ طُول شَعْر اللِّحْيَة أَوْ عَرَضَهُ

"Что является очевидным - что Ибн Умар не делал подобную конкретизацию лишь только обрядами, однако относил приказ к отпусканию бород к ситуации, когда это не доходит до того чтобы обезображивать облик чрезмерной длиной волос бороды или шириной их"

Источник: "Фатх аль-Бари", 16/483

И также, если это разрешено в хаджже несмотря на общий приказ отпускать - то будет разрешено и вне его.

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:

وفي أخذ بن عُمَرَ مِنْ آخِرِ لِحْيَتِهِ فِي الْحَجِّ دَلِيلٌ عَلَى جَوَازِ الْأَخْذِ مِنَ اللِّحْيَةِ فِي غَيْرِ الْحَجِّ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ غَيْرُ جَائِزٍ مَا جَازَ فِي الْحَجِّ .. وبن عُمَرَ رُوِيَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم أعفوا اللحا وَهُوَ أَعْلَمُ بِمَعْنَى مَا رَوَى فَكَانَ الْمَعْنَى عِنْدَهُ وَعِنْدَ جُمْهُورِ الْعُلَمَاءِ الْأَخْذُ مِنَ اللِّحْيَةِ مَا تَطَايَر وَاللَّهُ أَعْلَمُ

"В том, что Ибн Умар подрезал конец своей бороды в хаджже - далиль на то, что дозволено подрезать из нее вне хаджжа, потому что если бы это было бы запрещенным - то не стало бы разрешенным и в хаджже..

И Ибн Умар - тот кто передал от Пророка, мир ему, что он сказал: "Отпускайте бороды", и Ибн Умар более знающий о смысле того что он передал чем кто то другой. И смысл у него, и у большинства ученых - брать из бороды то, что рассыпается"

Источник: "Аль-Истизкар", 4/317

2.  Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах

Сказал хафиз Ибн Аби Шейба:

حَدَّثنا أَبُو أُسَامَةَ، عَنْ شُعْبَةَ، عَنْ عَمْرِو بْنِ أَيُّوبَ، مِنْ وَلَدِ جَرِيرٍ، عَنْ أَبِي زُرْعَةَ، قَالَ: كَانَ أَبُو هُرَيْرَةَ يَقْبِضُ عَلَى لِحْيَتِهِ، ثُمَّ يَأْخُذُ مَا فَضَلَ عَنِ الْقُبْضَةِ

"Рассказал нам Абу Усама, от Шу'бы, от Амра Ибн Аюба, из сыновей Джарира, от Абу Зур'ы, что он сказал: "Абу Хурейра обхватывал свою бороду кулаком, а затем отрезал то что остается"

Источник: "Аль-Мусаннаф", 25992

И этот иснад пригодный, все его передатчики известные и достоверные помимо Амра Ибн Аюба, и он пригодный, удостоверил его Абу Хатим ар Рази, и передал от него Шу'ба Ибн Хаджадж который обычно передает только от достоверных.

3. Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах

Сказал имам Абу Джа'фар ан Нуххас:

حدثنا أحمد بن محمد بن منصور الحاسب قال حدثنا الحكم بن موسى قال حدثنا عيسى بن يونس قال حدثنا عبد الملك بن سليمان عن عطاء عن ابن عباس قال التفث الحلق والتقصير والرمي والذبح والأخذ من الشارب واللحية ونتف الإبط وقص الإظفار وكذلك هو عند جميع اهل التفسير

"Рассказал нам Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Мансур аль-Хасиб, что рассказал ему аль Хакам Ибн Муса, что рассказал ему Иса Ибн Юнус, что рассказал ему Абдуль Малик Ибн Сулейман, от Ато, от Ибн Аббаса, что он сказал в тафсире аята: "Затем пусть они завершат свои обряды.." (Аль-Хаджж, 29), перечисляя обряды: "..и подстригание части усов и бороды"

И так это - у всех людей тафсира!"

Источник: "Маани аль-Кур'ан", 4/402, и все передатчики достоверные

И также асаров от табиинов о дозволенности этого очень много, в том числе от таких больших табиинов как Мухаммад Ибн Сирин и аль-Косим, и Муджахид, и Мухаммад Ибн Ка'б, и других.

Таким образом, у нас есть слова трёх сподвижников об этом, и нет ничего, что противоречило бы этому, и манхадж ахлиль хадис в таких ситуациях - брать слова сподвижников, тем более когда их несколько собралось на этом и неизвестен противоречащий среди них, и ставить их фикх и понимание вперед своего понимания.

Затем, можно подкрепить данное понимание также некоторыми хадисами Пророка, мир ему

1. Пришло от Али Ибн Аби Толиба, аль-Бара Ибн Азиба, и других сподвижников в описании Пророка, мир ему:

كان كث اللحية

"Пророк (мир ему) имел плотную (كث) бороду.."

Передал имам Ахмад в "Муснаде" от Али с хорошим иснадом, также ан Насаи с достоверным иснадом от аль-Бара Ибн Азиба, и пришло это и от других

Слово كث в арабском языке означает плотная, густая, и не очень длинная

Сказал автор "Тадж аль-Арус":

أَنّه كانَ كَثَّ اللِّحْيَةِ " أَرادَ كَثْرَةَ أُصولِهَا وشَعَرِهَا وأَنّهَا ليست بدِقيقَةٍ ولا طَوِيلَةٍ وفيها كَثَافَةٌ

"И в описании Пророка пришло, что его борода была كث - имеется ввиду что у нее было много корней, и волос,и она не была тонкой, и не была длинной, и была плотной"

Источник: "Тадж аль-арус", 1295

Также и Ибн аль-Манзур в "Лисан аль араб", см. т.2 стр 179

Также сказал и аль-Фейрузабади в "Аль-Камус аль Мухит", и другие специалисты по языку

Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани:

قوله كث اللحية أي فيها كثافة واستدارة وليست طويلة

"Слова: "كث" о бороде - смысл этого что она была густая, и закругленная, и не очень длинная"

Источник: "Фатх аль Бари", 1/178

И этот хадис служит опровержением сразу на две группы:

- на тех,кто заявляет, что любое не полное бритье бороды будет подходить под требуемое, потому что нельзя сказать про их щетины и остатки бороды, что они густые и плотные

- и на современников, заявляющих что обязательно отпускать бороду абсолютно, какой бы длинны она не достигла

2. Также можно подкрепить этот смысл мурсалем Муджахида, который передал Абу Дауд

Сказал Абу Дауд:

حدثنا عمرو بن عثمان حدثنا مروان يعني ابن معاوية عن عثمان بن الأسود سمع مجاهدا يقول رأى النبي - صلى الله عليه وسلم - رجلا طويل اللحية فقال لم يشوه أحدكم نفسه

"Рассказал нам Амр Ибн Усман, что рассказал ему Марван Ибн Муавия, от Усмана Ибн аль-Асвада, что он слышал как Муджахид сказал: "Увидел Пророк, мир ему, человека с длинной бородой, и сказал: "Зачем некоторые из вас уродуют себя?"

См. "Аль-Марасиль", Абу Дауда, 448

Этот мурсаль достоверен иснадом, все его передатчики достоверны, и Марван когда передает от достоверных и известных - его передача достоверна.

И мурсали Муджахида достаточно сильные у ученых, группа принимает их как довод сами по себе.

Сказал аз Захаби:

وإن صَحَّ الإسنادُ إلى تابعيٍّ متوسِطِ الطبقة ، كمراسيل مجاهد ،وإبراهيم ، والشعبي فهو مرسَل جيّد ، لا بأسَ به ، يقَبلُه قومٌ ويَرُدُّه آخَرون

"Если достоверен иснад до табиина из среднего слоя, подобно мурсалям Муджахида, Ибрахима, аш Ша'би - то это хороший мурсаль, нет проблем, принимает его группа ученых и не принимает его другая группа"

Источник: "Аль-Мукыза", 6

И это то чем также можно усилить мазхаб саляфов.

Слова факихов саляфов

1. Слова имамов ахлиль хадис

1. Имам Аль-Аузаи

Сказал имам аль-Аузаи, когда был спрошен о том, можно ли подрезать бороду:

ما زَاد على القَبضَة فلا بَأس بِأخذِه

"То, что больше обхвата - нет проблем подрезать это"

Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 404

2. Имам Малик

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:

وَأَخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُحَمَّدِ قَالَ حَدَّثَنَا أَبِي قَالَ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُطَيْسٍ قَالَ حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ إِبْرَاهِيمَ قَالَ حَدَّثَنَا أَصْبَغَ عَنِ ابْنِ الْقَاسِمِ قَالَ سَمِعْتُ مَالِكًا يَقُولُ لَا بَأْسَ أَنْ يُؤْخَذَ مَا تَطَايَلَ مِنَ اللِّحْيَةِ وَشَذَّ قَالَ فَقِيلَ لِمَالِكٍ فَإِذَا طَالَتْ جِدًّا فَإِنَّ مِنَ اللِّحَى مَا تَطُولُ قَالَ أَرَى أَنْ يُؤْخَذَ مِنْهَا وَتُقَصَّرَ

"Рассказал нам Ахмад Ибн Абдуллах Ибн Ахмад, что рассказал мне мой отец, что рассказал мне Мухаммад Ибн Футайс, что рассказал ему Яхья Ибн Ибрахим, что рассказал ему Асбаг, от Ибн аль-Косима, что он сказал: "Я слышал, как Малик говорит: "Нет проблем подстричь то, что стало рассыпаться из бороды, и отделяться". Он был спрошен: "А если она стала очень длинной, ведь некоторые бороды растут очень длинными?" Он ответил: "Я считаю, что следует подстричь такую и укоротить"

Источник: "Ат-Тамхид", 24/145

И иснад пригодный, все передатчики - известные и достоверные, помимо Яхьи Ибн Ибрахима, и он - известный имам и автор книг в хадисе, и не была его память очень хорошей, и такого рода передатчики пропускаются в асарах.

И передал также хафиз Ибн Абдуль Барр с тем же иснадом, от Яхьи Ибн Ибрахима, от имама Яхьи Ибн Яхьи, что он сказал описывая внешний вид имама Малика:

كان حَسَنَ اللحية لا يأخذ منها من غير أَنْ يَدَعَهَا تَطُولُ

"У него была хорошая борода, он подстригал ее, лишь оставляя достаточно длинной"

Источник: "Ат-Тамхид", 21/85

Сказал Ибн Аби Зейд аль-Кайравани в "Аль-Джами'":

وسئل مالك عن طول اللحية إذا طالت جدا فكرهه قيل أفترى أن يؤخذ منها قال نعم

"Был спрошен Малик о длине бороды, и что делать в случае если она стала очень длинной, и он назвал это нежелательным. Ему сказали: "Что ты считаешь насчет того чтобы укоротить ее?" Он сказал: "Да, надо сделать так"

Источник: "Аль-Джами", 235

Также, имам Малик считал желательным подстригать из бороды в хаджже и умре то что больше обхвата, и аргументировал действием Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, хоть и не обязывал к этому (см. "Аль-Мудаввана", 1/441, "Ан-Науадир уа аз-Зиядат", 2/409), и передал асар Ибн Умара в "Аль-Муватта" в специальном разделе.

3. Имам Мухаммад Ибн Идрис аш Шафии

Сказал имам аш Шафии в книге "Аль-Умм":

فَمَنْ تَوَضَّأَ ثُمَّ أَخَذَ من أَظْفَارِهِ وَرَأْسِهِ وَلِحْيَتِهِ وَشَارِبِهِ لم يَكُنْ عليه إعَادَةُ وُضُوءٍ وَهَذَا زِيَادَةُ نَظَافَةٍ وَطَهَارَةٍ

"Кто совершил омовение, затем укоротил свои ногти, и волосы на голове, и бороду - тот не должен делать вуду снова, потому что то что он сделал - лишь дополнительная чистота и очищение"

Источник: "Аль-Умм", 1/21

Также, посчитал желательным имам аш Шафии делать подобно Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, в хаджже, хоть и не обязал к этому.

Сказал имам аш Шафии в "Аль-Умм" о лысом человеке поехавшем в хаджж, что ему делать когда наступает время подстричь волосы:

وَأَحَبُّ إلى لو أَخَذَ من لِحْيَتِهِ وَشَارِبَيْهِ حتى يَضَعَ من شَعْرِهِ شيئا لِلَّهِ وَإِنْ لم يَفْعَلْ فَلَا شَيْءَ عليه

"Более любимее мне, если он подстрижет что-то из своей бороды и усов, чтобы сложить что-то из своих волос ради Аллаха, и если он не сделает так - то нет на нем греха"

Источник: "Аль-Умм", 2/211

И сказал это же вообще о паломнике, см. "Аль-Ишраф", 3/356

Сказал Абу Али Ибн Хамкан в своей книге "Манакыб аш Шафии":

حدثني إبراهيم بن محمد بن يحيى المزكي حدثنا ابن خزيمة بنيسابور قال سمعت أبا إبراهيم المزني يقول ما رأيت وجها أحسن من وجه الشافعي ولا رأيت لحية أحسن من لحيته وكان ربما قبض عليها فلا تفضل عن قبضته

"Рассказал мне Ибрахим Ибн Мухаммад Ибн Яхья аль-Музакки, что рассказал ему Ибн Хузейма в Найсабуре, что он слышал, как Абу Ибрахим аль-Музани сказал:

"Я не видел никого, чей лик был бы прекраснее чем лик аш Шафии, и не видел бороды лучше чем его борода. Он мог обхватить ее, и не оставалось ничего ниже его обхвата кулака"

Источник: "Тарих ад Димашк", 51/281, см. также в рукописи Абу Шамы: http://digital.staatsbibliothek-berlin.de/werkansicht/?PPN=PPN771119593&PHYSID=PHYS_0054

И все передатчики после Абу Али достоверные.

Наряду с этим, счел нужным добавить сюда запрет имама аш Шафии брить ее полностью, для опровержения тех псевдошафиитов, кто заявляет что мазхаб аш Шафии - что это лишь нежелательно.

Сказал имам аш Шафии в книге "Аль-Умм" в разделе про аль-кисас:

وَلَوْ حَلَقَهُ حَلَّاقٌ فَنَبَتَ شَعْرُهُ كما كان أو أَجْوَدَ لم يَكُنْ عليه شَيْءٌ وَالْحِلَاقُ ليس بِجِنَايَةٍ لِأَنَّ فيه نُسُكًا في الرَّأْسِ وَلَيْسَ فيه كَثِيرُ أَلَمٍ وهو وَإِنْ كان في اللِّحْيَةِ لَا يَجُوزُ فَلَيْسَ فيه كَثِيرُ أَلَمٍ وَلَا ذَهَابُ شَعْرٍ لِأَنَّهُ يُسْتَخْلَفُ

"Если же его острижет кто-то, а затем его волосы вырастут как были или лучше - то нет ничего на том кто постриг его, ведь стрижка не преступление, ведь из стрижки головы есть обряды поклонения, и она не причиняет особой боли - хоть она и не разрешена в бороде - и, нет в острижении головы большой боли, и волосы не пропадут, а появятся вновь"

Источник: "Аль-Умм", 6/82

И в этом родд на ашаритов приписывающих себя к мазхабу имама аш Шафии, которые исказили его мазхаб и заявили что полное убирание бороды лишь нежелательно, а не запрещено, и это противоречие Сунне Пророка мир ему и иджма саляфов.

4-5. Имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, и аль-Кисаи, имам арабского языка

Имам Абу Убейд в книге "Гариб аль-хадис" в шархе слова Посланника Аллаха

وأعفوا اللحى

"Оставляйте бороды.."

в пояснение смысла слова  أعفوا  у арабов, сказал:

قال الكسائي : قوله : تعفى يعنى تُوفّر وتكثّر . قال أبو عبيد : يقال منه : قد عفا الشعر وغيره - إذا كثر

"Сказал аль-Кисаи: "Слова Посланника Аллах: "Оставляются бороды.." - то есть, сберегается и увеличивается".

Скажу я, Абу Убейд: "Говорится: "Оставил" (عفا ) волосы и другое - когда их много"

Источник: "Гариб аль хадис", 1/148

Таким образом, имамы арабского языка поняли этот хадис не как полное оставление бороды пока она не станет как у какого то индийского дервиша до пола или до поясницы, а оставление пока борода не будет большой

И критерий этого - то, что поняли сахабы и саляфы - оставлять ее пока она не достигнет обхвата кулака

6. Имам Ахмад Ибн Ханбаль

Не разногласит слово от имама Ахмада в дозволенности этого

Сказал имам Харб аль-Кирмани, его ученик:

سُئل أحمَد عن الأَخذ من اللحيَة؟ قال: «كان ابن عُمَر يَأخُذ منها ما زاد على القَبضَة»، وكأنه قد ذَهَب إلَيه. قيل له: فالإعفاء يُروَى عن النبي صلى الله عليه وسلم؟ قال: «كَأنَّ هذا عِندَه إعفاءٌ

"Был спрошен Ахмад о подстригании бороды, и он ответил: "Ибн Умар отстригал от нее то, что больше обхвата кулаком", как будто Ахмад тоже склонился к этому.

Ему сказали: "А приказ к оставлению который передается от Пророка, мир ему?"

Он ответил: "Видимо это и было у него "оставлением" (الإعفاء)"

Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 1/219

Сказал Ибн Хани, его ученик:

سألت أبا عبد الله عن الرجل يأخذ من عارضيه؟ قال: يأخذ من اللحية ما فضل عن القبضة قلت: فحديث النبي صلى الله عليه وسلم: "احفوا الشوارب وأعفوا اللحى" قال: يأخذ من طولها ومن تحت حلقه ورأيت أبا عبد الله يأخذ من طولها، ومن تحت حلقه.

"Я спросил Ахмада о человеке который подстригает бороду с щек, и он сказал: "Пусть убирает из бороды то, что больше обхвата кулаком". Я сказал: "А хадис Пророк: "Убирайте усы и оставляйте бороды"? Ахмад ответил: "Можно брать из ее длины и того что под горлом". И я видел, как Ахмад убирет из длинны бороды, и из под горла"

Источник: "Масаиль Ибн Хани", 1848

7. Имам Аль-Бухари

Сказал имам аль-Бухари в "Сахихе":

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ مِنْهَالٍ حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ زُرَيْعٍ حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ زَيْدٍ عَنْ نَافِعٍ عَنِ ابْنِ عُمَرَ عَنِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ « خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ ، وَفِّرُوا اللِّحَى ، وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ » . وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ إِذَا حَجَّ أَوِ اعْتَمَرَ قَبَضَ عَلَى لِحْيَتِهِ ، فَمَا فَضَلَ أَخَذَهُ

"Рассказал нам Мухаммад Ибн Минхаль,что рассказал ему Язид Ибн Зурай, что рассказал ему Умар Ибн Мухаммад Ибн Зейд, от Нафии, от Ибн Умара, что Пророк, мир ему, сказал: "Противоречьте мушрикам, и увеличивайте бороды, и убирайте усы". И Ибн Умар, когда делал хаджж, или умру, обхватывал в кулак свою бороду, и то что оставалось - срезал"

Источник: "Сахих аль Бухари", 5892

Имам аль Бухари привел асар Ибн Умара сразу после хадиса для истолкования приказа увеличивать бороды, и что он не обобщенный абсолютно.

8. Имам Ибн Джарир ат Табари

Сказал Ибн Джарир ат Табари:

( كان رسول الله يأخذ اللحية ، فما طلع على الكف جزه ) ، وهذا الحديث وإن كان فى إسناده نظر فهو جميل من الأمر وحسن من الفعال

Сказал Джа'фар аль-Бакир: "Посланник Аллаха брал свою бороду, и то, что выходило за обхват руки, отрезал"

И этот хадис, хоть в его иснаде и есть проблемы - однако это прекрасное дело, и хороший поступок"

Источник: "Шарх Ибн Батталь", 9/147

И имам Ибн Джарир, передавая слова саляфов в этом вопросе, не передал ни от кого что абсолютно нельзя трогать бороду, однако назвал такой поступок глупостью и поводом подвергать себя насмешкам см. "Шарх Ибн Батталь", 9/147

9. Имам Ибн аль-Мунзир

Передал имам Ибн аль-Мунзир в разделе о подстригании в хаджже, действие Ибн Умара, и также Ато, и Тауса, и аш Шафии,указывая на желательность этого, см. "Аль Ишраф", 3/355

10. Имам Мухаммад Ибн Сахнун

Сказал имам Ибн Сахнун:

واستحبَّ مالكٌ لمَ، حلق، أن يأخذ من شاربه، ولحيته وأظفاره، وليس بواجبٍ. وقد فعله ابنُ عمر قال محمدُ بن كعبٍ في قوله: {ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ}. قال: حلق الرأسِ.والأخذ من الشارب واللحيةِ والأظفار، ورمي الجمارِ، والذبحُ، والطوافُ، - وعن ابن عباسِ وعطاءٍ - نحوه

"Назвал желательным Малик для тех кто остригается в хаджже, отстричь от своих усов, и бороды, и ногтей, но это не обязательно.

И это сделал Ибн Умар, и сказал Мухаммад Ибн Ка'б в тафсире слов Аллаха: "А затем пусть выполнят свои обряды..": "Обряды - это подстригание головы, и отстригание от усов и бороды и ногтей, и кидание камней, и жертвоприношение, таваф".

И от Ибн Аббаса и Ато пришло такое же толкование"

Источник: "Ан-Науадир уа аз зиядат", 2/412

11. Имам Абдуль Малик Ибн Хабиб

Сказал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб описывая стрижку паломника:

ويبلغ بالحلاق إلى عظم الصُّدْغينِ، منتهَى طرفيِ اللحيةِ. وكان ابنُ عمر يأخذ من لحيته حينئذٍ ما جاوز القبضة، ويأخذ من شاربه، وأظفاره، ولا يأخذ من عارضيه

"И он достигает в стрижке до костей висков, и концов краев бороды. И Ибн Умар отстригал из своей бороды в это время то, что больше обхвата, и отстригал от своих усов и ногтей, и не отстригал бороду с щек"

Источник: "Ан Науадир уа аз зиядат", 2/413

Приведем также некоторые слова некоторых более поздних факихов

1. Имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани

Сказал имам Ибн Аби Зейд:

وأمر النبي صلى الله عليه وسلم أن تعفى اللحية وتوفر ولا تقص قال مالك ولا بأس بالأخذ من طولها إذا طالت كثيرا وقاله غير واحد من الصحابة والتابعين

"Приказал Пророк мир ему оставлять бороду и увеличивать ее, и не состригать. Сказал Малик: "Нет проблем подстригать из ее длины, когда стала очень длинной". И это же сказали многие сподвижники и табиины"

Источник: "Ар-рисаля",  156

2. Хафиз Ибн Абдуль Барр

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр:

وفي أخذ بن عُمَرَ مِنْ آخِرِ لِحْيَتِهِ فِي الْحَجِّ دَلِيلٌ عَلَى جَوَازِ الْأَخْذِ مِنَ اللِّحْيَةِ فِي غَيْرِ الْحَجِّ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ غَيْرُ جَائِزٍ مَا جَازَ فِي الْحَجِّ .. وبن عُمَرَ رُوِيَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم أعفوا اللحا وَهُوَ أَعْلَمُ بِمَعْنَى مَا رَوَى فَكَانَ الْمَعْنَى عِنْدَهُ وَعِنْدَ جُمْهُورِ الْعُلَمَاءِ الْأَخْذُ مِنَ اللِّحْيَةِ مَا تَطَايَر وَاللَّهُ أَعْلَمُ

"В том, что Ибн Умар подрезал конец своей бороды в хаджже - далиль на то, что дозволено подрезать из нее вне хаджжа, потому что если бы это было бы запрещенным - то не стало бы разрешенным и в хаджже..

И Ибн Умар - тот кто передал от Пророка, мир ему, что он сказал: "Отпускайте бороды", и Ибн Умар более знающий о смысле того что он передал чем кто то другой. И смысл у него, и у большинства ученых - брать из бороды то, что рассыпается"

Источник: "Аль-Истизкар", 4/317

3. Шейх уль Ислам Ибн Теймия

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وَأَمَّا إِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ فَإِنَّهُ يَتْرُكُ وَلَوْ أَخْذَ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ لَمْ يُكْرَهْ، نَصَّ عَلَيْهِ كَمَا تَقَدَّمَ عَنِ ابْنِ عُمَرَ، وَكَذَلِكَ أَخْذُ مَا تَطَايَرَ مِنْهَا

"Что касается оставления бороды, то она оставляется, а если будет отстрижено то то больше обхвата, то это не является нежелательным, прямо сказал об этом Ахмад, как предшествовало это от Ибн Умара. И также не является нежелательным подстригать то, что разлетается из нее"

Источник: "Шарх аль Умда", 1/236

4. Аль-Мирдави

Сказал аль-Мирдави аль Ханбали:

وَيَحْرُمُ حَلْقُهَا ذَكَرَهُ الشَّيْخُ تَقِيُّ الدِّينِ وَلَا يُكْرَهُ أَخْذُ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ وَنَصُّهُ : لَا بَأْسَ بِأَخْذِ ذَلِكَ وَأَخْذِ مَا تَحْتَ حَلْقِهِ

"Запрещено брить бороду, упомянул это шейх Такиюддин Ибн Теймия. И не является нежелательным подстригать то, что больше обхвата, и дословно имам Ахмад сказал: "Нет проблем убирать это, и убирать то что под горлом"

Источник: "Аль-Инсоф",  1/187
2. Слова имамов приверженцев суждений по своему мнению

Сказал Мухаммад Ибн аль Хасан аш Шайбани:

أخبرنا أبو حنيفة عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنهما أنه كان يقبض على لحيته ثم يقص ما تحت القبضة قال محمد وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة

"Рассказал нам Абу Ханифа, от аль-Хейсама, от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он обхватывал свою бороду, а затем подстригал то что ниже обхвата.

И мы берем это, и это - слово Абу Ханифы"

Источник: "Аль-Асар", аш Шайбани, 897-й асар

Сказал Абу Юсуф:

في الخضاب والأخذ من اللحية والشارب

"Раздел о крашении и подстригании бороды и усов"

Затем передал асар Ибн Умара

см. "Аль-Асар", 3/6

Таким образом, все известные мазхабы имамов людей хадиса - на дозволенности подстригать то что больше обхвата, и того что излишне длинное или разлетающееся из бороды, и на недозволенности укорачивать бороду меньше кулака кроме как при шариатски приемлемом оправдании.

Что же касается очень длинных бород, то Ибн аль-Джаузи в своей книге "Рассказы о тупицах и глупцах" сказал:

ومن العلامات التى لا تخطىء طول اللحية فان صاحبها لا يخلو من الحمق

"Из признаков тупиц, которые не дают промаха - длинная борода, и ее носитель не бывает свободным от тупости.."

Затем привел сообщения от некоторых саляфов об этом

И имеется ввиду не то что немного превышает норму, однако чрезмерная бросающаяся людям в глаза длина.

А Аллах знает лучше

Комментариев нет:

Отправить комментарий