Хукм дуа после обязательных молитв


Хукм дуа после обязательных молитв

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи. Каково положение дуа после обязательных молитв? Можно ли в этом поднимать руки?

 
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.
Ответим по порядку.
1. Достоверно установлена в Сунне желательность дуа после обязательных молитв
От Пророка (мир ему) пришло что его спросили:
أي دعاء أسمع
"Какое дуа наилучше отвечаемое?"
И он сказал
جوف الليل الآخر، ودبر الصلوات المكتوبات
"В последнюю часть ночи, и после обязательных молитв"
Передал имам Абу Иса ат Тирмизи и сказал: «Хороший хадис»
От Саубана, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا انصرف من صلاته استغفر ثلاثاً وقال‏:‏ اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ، تَبارَكْتَ يا ذَا الجَلالِ وَالإِكْرامِ‏»‏
«Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты − Мир и от Тебя − мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!»
Передал имам Муслим в «Сахихе»
От аль-Мугиры Ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
كان إذا فرغ من الصلاة وسلّم قال‏:‏ ‏»‏لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ؛ اللَّهُمَّ لا مانِعَ لِمَا أعْطَيْتَ، وَلاَ مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجَدُّ‏
« После каждой обязательной молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством»
Передал этот хадис имам аль Бухари в разделе который назвал «Раздел о дуа после молитвы»
От Са’да Ибн Аби Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что после молитв посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами о защите, произнося такие слова:
‏اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الجُبْنِ، وَأعُوذُ بِكَ أنْ أُرَدَّ إلى أَرْذَلِ العمُرِ، وأعُوذُ بِكَ مِنْ فتْنَةِ الدُّنْيا، وأعُوذُ بِكَ منْ عَذَابِ القَبْرِ‏»‏‏.
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трусости, и от дряхлой старости, и от фитны дунья, и от мучений могилы!»
Передал имам аль Бухари
И хадисов об этом очень много.
Сказал имам Ибн Роджаб:
وجمهور أهل العلم على استحبابه، وقد روي عن علي وابن عباسٍ وابن الزبير وغيرهم، وهو قول عطاءٍ والثوري والشافعي وأحمد وإسحاق وغيرهم
"И большинство ученых на желательности дуа после обязательных молитв, и это передано от Али, Ибн Аббаса, Ибн аз Зубейра и других, и это слово Ато, ас-Саури, аш Шафии, Ахмада, Исхака и других"
Источник: «Фатх аль Бари», 7/417
2. Достоверно установлена желательность поднятия рук в дуа, и это обобщенно, и не ограничено каким то конкретным местом.
Имам Бухари передал от Абу Мусы, да будет довелен им Аллах, он сказал: «Пророк(да благословит его Аллах и приветствует )попросил воду и сделал омовение им потом поднял обе руки и сказал: «О Аллах, прости Убайда абу Амира!» и я видел белизну обеих его подмышек. Он сказал (пророк) : «О Аллах, сделай его в Судный день выше многих твоих создании из людей». (Аль Бухари, № 4068)
Передали Абу Дауд и ат Тирмизи, что Посланник Аллаха сказал:
إِنَّ رَبَّكُمْ تَبَارَكَ وَتَعَالَى حَيِىٌّ كَرِيمٌ يَسْتَحْيِى مِنْ عَبْدِهِ إِذَا رَفَعَ يَدَيْهِ إِلَيْهِ أَنْ يَرُدَّهُمَا صِفْرًا
 «Воистину, ваш Господь стеснительный и щедрый, и он стесняется своего раба, когда раб поднял к Нему руки – вернуть их без ответа»
И этот хадис некоторые передают со слов Салмана аль Фариси, но даже если так, то такое не говорится по своему мнению.
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): „О Господь, о Господь!“, — и сказал: "Однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?" (Передал имам Муслим, 1015).
И Пророк упомянул что он поднимает руки к небу с целью подчеркнуть, что дуа того кто вскормлен харамом может не приниматься, даже если он делает все причины для его принятия – среди которых поднимание рук к небу – как обьяснил имам Ибн Роджаб в шархе хадиса.
И хадисов о поднятии рук в дуа огромное количество, среди них есть достоверные переданные в «Сахихах», есть хорошие, и есть слабые, и Пророк в них поднимал руки в дуа в самых разных местах, и сам побуждал к этому, поэтому поднятие рук в дуа – из адабов дуа и желательных вещей в нем, и кто заявил, что поднятие рук в дуа узаконено лишь в некоторых исключительных местах – ошибся ясной ошибкой и противоречил Сунне Пророка (мир ему)
3.Не установлено никакого частного запрета или исключения, который оговаривал бы дуа после обязательных молитв из общей желательности и побуждаемости поднимать руки в дуа
И если это так, то тот, кто делает дуа после обязательных молитв, поднимая руки к небу – остается на основе, и следует Сунне Пророка, мир ему, а тот, кто говорит, что так делать нельзя – именно он должен предоставить на свои воззрения далиль.
Так что же сказать, когда мы добавим к этому что пришёл ряд слабых хадисов о том что Пророк поднимал руки в дуа именно после молитвы?
И нет сомнений что слабый хадис сам по себе первее к взятию, чем чьи то рассуждения, так что же говорить когда у нас есть помимо этих слабых хадисов обобщенная желательность делать дуа после молитвы, и обобщенная желательность поднимать руки в дуа?!
Так как же можно заявлять, что это нововведение?
И честно сказать, автор этих слов после долгого поиска вообще не нашёл этого странного слова чтобы оно обсуждалось у саляфов, однако всё разногласие которое у них было известно – это узаконено ли вообще поднятие рук в дуа? И некоторые как Малик отвергали это из за того, что до них не дошли хадисы.
Также разногласили считающие это узаконенным насчет поднятия рук во время хутбы джума – и верно что это не узаконено по причине частного запрета который пришёл на это, и мы обьясняли это в отдельной статье http://sunnaonline.com/fiq/namaz/1267-2013-09-03-04-44-26
Что же касается такого мнения, что нельзя поднимать после молитвы, то видимо оно, а Аллах знает лучше, случилось у поздних.
А то что порицали многие шейхи и ученые – как шейх уль Ислам Ибн Теймия и другие – то это когда имам не развернувшись от Киблы, начинает делать вслух дуа, а люди говорить амин, и делать так после каждой молитвы – то это уже другой вопрос, и это не пришло в Сунне, и не известно основы постоянству в этом. 
Тут же речь идёт о другом - о том что человек выполнив молитву, то нет проблем ему делать дуа за себя, как те которые пришли, так и те какие хочет, и если он поднял руки к Аллаху - то поступил правильно, и следовал Сунне Пророка (мир ему).
Спросили Ибн Джибрина этот вопрос и он ответил:
 نعم، يسن رفع الأيدي في كل دعاء؛ لعموم قوله صلى الله عليه وسلم في حديث سلمان المذكور في بلوغ المرام: ( إن ربكم حيي كريم يستحيي من عبده إذا رفع يديه إليه أن يردهما صفراً ) يعني: خاليتين، فهو يعم كل دعاء، إذا قلنا: إنه يسن الدعاء بين الأذان والإقامة، ويسن دبر كل صلاة أو ما أشبه ذلك فمن أسباب إجابة الدعاء رفع اليدين
"Да, желательно поднимать руки в любом дуа, по причине обобщенности слов Пророка (мир ему) в упомянутом в "Булюг аль марам" хадисе Салмана «Воистину, ваш Господь стеснительный и щедрый, и он стесняется своего раба, когда раб поднял к Нему руки – вернуть их без ответа» - и обобщенность этого касатеся всех видов дуа. И раз мы сказали, что желательно дуа между азаном и икаматом, и после каждой молитвы и в других местах - то из причин ответа на дуа - поднятие рук"
Источник: "Шарх ахсар аль мухтасарат"
И я спросил нашего шейха, Абу Джафара аль Хулейфи этот вопрос, и он сказал: "Нет в этом проблем, и саляфы не устрожали в этом"
А Аллах знает лучше

Комментариев нет:

Отправить комментарий