Порицаемость бесполезных изощренных вопросов в религии Аллаха

Порицаемость бесполезных изощренных вопросов в религии Аллаха


Важное напоминание на данную тему


بسم الله والصلاة والسلام على رسول الله وبعد

Порицаемость бесполезных изощренных вопросов в религии Аллаха

Многие мусульмане в наше время занимаются странными вопросами, уделяя им все своё время, и споря друг с другом и враждуя из за них.

Причем зачастую из за уделения внимания этим темам эти мусульмане не знают многие намного более важные в религии темы, в том числе связанные с акыдой, где пришли Шариатские тексты, и иджма саляфов, и не знают основные фикховские законоуложения в поклонениях и взаимоотношениях.

Многие из этих вопросов почти что невозможно представить то что они реально произойдут, и они не связаны с действием, и польза от них нулевая. Примеры таких вопросов перед глазами наверное у любого исламского джамаата. И мы намеренно не будем называть эти темы в которых идут эти споры- так как хоть темы и разные, но общий принцип и подход всегда одинаковый - это очень сложные для представления и понимания темы, в которых нет прямых текстов, и от которых нет пользы в религии и с которыми не связано действие

Каким был путь Пророка (мир ему) и праведных предшественников касательно таких тем? Что они завещали об этом?

Сказал Муавия, да будет доволен им Аллах:

نهى النبي عنِ الأغلوطات

"Пророк запретил аль-углютат"

Передали Ахмад, Абу Дауд, и другие

Сказал имам Ибн Роджаб:

وفسرهُ الأوزاعيُّ وقالَ : هي شدادُ المسائلِ وقال عيسى بنُ يونسَ : هي ما لا يحتاجُ إليهِ منْ كيف وكيف ويروى من حديثِ ثوبانَ ، عنِ النَّبيِّ- صلى الله عليه وسلم - ، قالَ : (( سيكونُ أقوامٌ منْ أمتي يُغَلِّطونَ فقهاءهم بعضلِ المسائلِ ، أولئكَ شرارُ أمتي )) وقالَ الحسنُ : شرارُ عبادِ اللهِ الذينَ يتبعونَ شداد المسائلَ يَغُمُّون بها عبادَ اللهِ وقالَ الأوزاعيُّ : إنَّ اللهَ إذا أرادَ أنْ يَحرُمَ عبدَهُ بركةَ العلمِ ألقى على لسانهِ المغاليط ، فلقدْ رأيتهم أقلَّ النَّاسِ علماً وقالَ ابنُ وهبٍ ، عنْ مالكٍ : أدركتُ هذه البلدة وإنَّهم ليكرهون الإكثارَ الذي فيهِ النَّاس اليومَ : يريدُ المسائلَ وقالَ أيضاً : سمعتُ مالكاً وهو يعيبُ كثرةَ الكلامِ وكثرةَ الفتيا ،

"Истолковал это слово "углютат" имам аль Аузаи сказав: "Это сложные вопросы"

Сказал Иса Ибн Юнус: "Это вопросы "А как если то?", "А как если это?" о вещах в которых нет нужды"

И передано от Пророка, мир ему что он сказал: "Будут в моей Умме люди, которые пытаются ввести в ошибку своих факихов изощренными вопросами, и они - худшие в моей Умме"

И сказал аль Хасан аль Басри: "Худшие рабы Аллаха - это те которые собирают сложные вопросы, и запутывают ими рабов Аллаха!"

И сказал аль-Аузаи: "Когда Аллах хочет лишить своего раба благодати знания - Он бросает на его язык такие сложные бесполезные вопросы. И я видел, что люди занимащиеся ими - из самых малых людей в знаниях!"

Сказал Ибн Вахб: "Сказал Малик: "Я застал ученых нашей местности как они порицали чрезмерство во множестве вопросов, в которое впали люди в наше время" И я слышал, как Малик порицает множество слов, и множество фетв"

Источник: "Джами аль улюм уаль хикам", шарх 11 хадиса

Сказал Ибн Муфлих аль Ханбали:

فَصْلٌ فِي كَرَاهَةِ السُّؤَالِ عَنْ الْغَرَائِبِ وَعَمَّا لَا يُنْتَفَعُ وَلَا يُعْمَلُ بِهِ وَمَا لَمْ يَكُنْ ) قَالَ الْمَرْوَزِيُّ قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ : سَأَلَنِي رَجُلٌ مَرَّةً عَنْ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوجَ أَمُسْلِمُونَ هُمْ ؟ فَقُلْتُ لَهُ أَحْكَمْتَ الْعِلْمَ حَتَّى تَسْأَلَ عَنْ ذَا وَقَالَ أَيْضًا قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ : سَأَلَ بِشْرُ بْنُ السَّرِيِّ سُفْيَانَ الثَّوْرِيَّ عَنْ أَطْفَالِ الْمُشْرِكِينَ فَصَاحَ بِهِ وَقَالَ يَا صَبِيُّ أَنْتَ تَسْأَلُ عَنْ ذَا وَقَالَ حَنْبَلٌ سَمِعْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ وَسَأَلَهُ ابْنُ الشَّافِعِيِّ الَّذِي وَلِيَ قَضَاءَ حَلَبَ قَالَ لَهُ يَا أَبَا عَبْدِ اللَّهِ ذَرَارِيُّ الْمُشْرِكِينَ أَوْ الْمُسْلِمِينَ لَا أَدْرِي أَيُّهُمَا سَأَلَ عَنْهُ ، فَصَاحَ بِهِ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ وَقَالَ لَهُ : هَذِهِ مَسَائِلُ أَهْلِ الزَّيْغِ مَا لَكَ وَلِهَذِهِ الْمَسَائِلِ ؟ فَسَكَتَ وَانْصَرَفَ وَلَمْ يَعُدْ إلَى أَبِي عَبْدِ اللَّهِ بَعْدَ ذَلِكَ حَتَّى خَرَجَ . وَنَقَلَ أَحْمَدُ بْنُ أَصْرَمَ عَنْ أَحْمَدَ أَنَّهُ سُئِلَ عَنْ مَسْأَلَةٍ فِي اللِّعَانِ فَقَالَ سَلْ رَحِمَكَ اللَّهُ عَمَّا اُبْتُلِيتَ بِهِ ، وَنَقَلَ عَنْهُ أَبُو دَاوُد وَسَأَلَهُ رَجُلٌ عَنْ مَسْأَلَةٍ فَقَالَ لَهُ دَعْنَا مِنْ هَذِهِ الْمَسَائِلِ الْمُحْدَثَةِ ، وَسَأَلْتُهُ عَنْ أُخْرَى فَغَضِبَ وَقَالَ : خُذْ وَيْحَكَ فِيمَا تَنْتَفِعُ بِهِ وَإِيَّاكَ وَهَذِهِ الْمُحْدَثَةَ وَخُذْ فِي شَيْءٍ فِيهِ حَدِيثٌ وَقَالَ الْأَثْرَمُ : سَمِعْتُ أَحْمَدَ سُئِلَ عَنْ مَسْأَلَةٍ قَالَ دَعْنَا لَيْتَ أَنَّا نُحْسِنُ مَا جَاءَ فِيهِ الْأَثَرُ وَقَالَ مُهَنَّا سَأَلْتُ أَحْمَدَ عَنْ رَجُلٍ اسْتَأْجَرَ مِنْ رَجُلٍ دَارِهِ سَنَةً بِعَبْدٍ فَلَمْ يَسْكُنْ الدَّارَ وَأَبَقَ الْعَبْدُ ، فَقَالَ لِي اعْفِنَا مِنْ هَذِهِ الْمَسَائِلِ وَقَالَ أَحْمَدُ بْنُ جَيَّانَ الْقَطِيعِيُّ : دَخَلْتُ عَلَى أَبِي عَبْدِ اللَّهِ فَقُلْتُ : أَتَوَضَّأُ بِمَاءِ النُّورَةِ ؟ فَقَالَ مَا أُحِبُّ ذَلِكَ ، فَقُلْتُ : أَتَوَضَّأُ بِمَاءِ الْبَاقِلَّا قَالَ : مَا أُحِبُّ ذَلِكَ قَالَ : ثُمَّ قُمْتُ فَتَعَلَّقَ بِثَوْبِي وَقَالَ : أَيْشٍ تَقُولُ إذَا دَخَلْتَ الْمَسْجِدَ ؟ فَسَكَتَ فَقَالَ : أَيْشٍ تَقُولُ إذَا خَرَجْتُ مِنْ الْمَسْجِدِ ؟ فَسَكَتَ فَقَالَ : اذْهَبْ فَتَعَلَّمْ هَذَا

"Раздел о порицании спрашивания о странных вопросах, и о том что не несёт пользы, и по чему нет действия, и что еще не произошло.

Сказал Абу Бакр аль Марузи: "Сказал имам Ахмад: "Один человек сказал мне однажды: "Яджудж и маджудж являются ли мусульманами?" И я сказал ему: "Ты что, хорошо овладел знаниями, чтобы спрашивать об этом? И ведь Бишр Ибн ас Сарри спросил Суфьяна ас-Саури про детей многобожников - где они будут, и Суфьян закричал на него, и сказал: "О ребенок, и ТЫ спрашиваешь об этом?"

И сказал Ханбаль: "Я слышал, как сын аш Шафии который занял судейский пост в Халябе, сказал имаму Ахмаду: "О Абу Абдуллах, дети мушриков или мусульман - не помню о чем именно он спросил - где они будут?" И имам Ахмад закричал на него, и сказал ему: "Это вопросы людей заблуждения! Какое тебе дело до этих вопросов?" И тот замолчал, и ушёл и не возвращался к имаму Ахмаду пока не уехал.

И сказал Ахмад Ибн Асрам аль Музани: "Имама Ахмада спросили про один вопрос в разделе взаимного проклятия, и он сказал: "Спрашивай, да помилует тебя Аллах, про то что у тебя действительно произошло".

И передал Абу Дауд, как один человек спросил имама Ахмада один вопрос, и он ответил: "Оставь нас и не занимай этими нововведенными вопросами!".

Сказал Абу Дауд: "И я спросил его другой вопрос, и он разгневался, и сказал: "Горе тебе! Бери из знаний то, что приносит тебе пользу, и остерегайся этих нововведенных вопросов! Говори о вопросах, в которых есть хадисы!"

Сказал аль-Асрам: "Я слышал как Ахмада спросили один вопрос, и он сказал: "Избавь нас от этого! О если бы мы овладели бы хотя бы теми вопросами, где пришли асары!"

Сказал Муханна: "Я спросил имама Ахмада про человека, который возьмет в аренду от другого его дом за раба, и не будет жить в этом доме, а раб сбежит, и Ахмад ответил: "Избавь нас от этих вопросов"

И сказал Ахмад Ибн Джаййан аль Катыи: "Я зашел к Ахмаду, и спросил его: "Можно ли делать омовение водой с известью?" Ахмад сказал: "Мне не нравится это". Я сказал: "А можно ли делать омовение водой смешавшейся с бобами?" Ахмад сказал: "Мне не нравится это". Затем я встал, чтобы уйти, и Ахмад придержал меня за одежду и спросил: "Что ты говоришь, когда входишь в мечеть?" Я промолчал. Ахмад сказал: "Что ты говоришь, кога выходишь из мечети?" Я промолчал. И Ахмад сказал: "Иди и выучи сначала это"

Источник: "Аль Адаб аш Шария"

Посмотрите же, как имам Ахмад ставил на место тех, кто не зная основ знаний, занимался тонкими сложными редкими вопросами

Сказал имам Мухаммад Ибн Хусейн аль Аджурри:

وأما ما ذكرنا في الأغلوطات ، وتعقيد المسائل مما ينبغي للعالم أن ينزه نفسه عن البحث عنهما مما لم يكن ، ولعلها لا تكون أبدا ، فيشغلون نفوسهم بالنظر ، والجدل ، والمراء فيهما ، حتى يشتغلوا بها عما هو أولى بهم ، ويغالط بعضهم بعضا ، ويطلب بعضهم زلل بعض ، ويسأل بعضهم بعضا ، هذا كله مكروه منهي عنه ، لا يعود على من أراد هذا منفعة في دينه ، وليس هذا طريق من تقدم من السلف الصالح ، ما كان يطلب بعضهم غلط بعض ، ولا مرادهم أن يخطئ بعضهم بعضا ، بل كانوا علماء عقلاء ، يتكلمون في العلم مناصحة ، وقد نفعهم الله بالعلم

"Что же касается "аль-углютат", и запутывания вопросов - то ученому следует очищать себя от исследования подобного, если оно не произошло, и скорее всего никогда не произойдёт.

Те кто занимаются этим - отвлекают себя анализом, спором и препирательством в этих вопросах, до той степени, что отвлекают себя от более важного чем это, и спорят друг с другом желая ошибки друг другу, и раскапывают неточности друг друга,  и задают друг другу вопросы по этой теме.

И все это запрещено и порицаемо, и не приносит тому кто занимается этим никакой пользы в его религии, и не является путём ранних праведных саляфов. Они не подыскивали пути как ввести друг друга в ошибку, и не было их целью подловить друг друга на ошибке, однако они были разумными учеными, говорили о знаниях с добрым отношением друг к другу, и Аллах дал им пользу посредством их знаний"

Источник: "Ахляк аль Уляма", 23

Просим Аллаха отдалить нас от бесполезных разговоров и тем.

В заключение - хвала Аллаху, Господу Миров! {jcomments on}

Комментариев нет:

Отправить комментарий