Неверие и нововведение ашарита, отрицающего что Аллах говорит Голосом
Подробная статья про качество Аллаха "Голос"
بسم الله الرحمن الرحيم
Единогласны мусульмане, сторонники Сунны и аль-Джамаа, что Аллах говорит Голосом, как пожелает, и когда пожелает.
Какой их довод на это?
Это Коран, Сунна и иджма саляфов этой Уммы.
1. Доводы из Корана
Что касается Корана, то пришло во многих аятах что Аллах воззвал к Мусе, а взывание (النداء ) абсолютно не может быть кроме как Голосом.
Сказал Аллах:
وَنَادَيْنَاهُ مِن جَانِبِ الطُّورِ الْأَيْمَنِ وَقَرَّبْنَاهُ نَجِيًّا
"Мы воззвали к нему с правой стороны горы и тихо подозвали его поближе"
Сура Марьям, 52
Сказал имам Ибн Кудама аль Макдиси приведя этот аят:
والنداء لا يكون إلا بصوت وفي القرآن من هذا كثير
"И зов не может быть кроме как Голосом, и таких аятов много в Коране"
Источник: "Аль Бурхан фи баян аль Куран", стр. 157
И упоминание Зова пришло в огромном количестве аятов.
Пришло в книге "Аль-Акаид ас-Саляфия":
ذلك في عدَّةِ مَواضِعَ مِن كتابِهِ، منها قوله تعالى: {هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ مُوسَى (15) إِذْ نَادَاهُ رَبُّهُ بِالْوَادِ الْمُقَدَّسِ طُوًى} [النازعات: 15، 16] وقوله تعالى: {وَنَادَيْنَاهُ مِنْ جَانِبِ الطُّورِ الْأَيْمَنِ وَقَرَّبْنَاهُ نَجِيًّا} [مريم: 52]. وقوله تعالى: {فَلَمَّا أَتَاهَا نُودِيَ يَا مُوسَى} [طه: 11]. وقوله جَلَّ وَعَزَّ: {وَيَوْمَ يُنَادِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَا أَجَبْتُمُ الْمُرْسَلِينَ} [القصص: 65]. وقوله تعالى: {وَيَوْمَ يُنَادِيهِمْ فَيَقُولُ أَيْنَ شُرَكَائِيَ الَّذِينَ كُنْتُمْ تَزْعُمُونَ} [القصص: 62، ].
"Упоминание Зова Аллаха пришло во многих аятах Его Книги. Из них - слова Аллаха: "Дошел ли до тебя рассказ о Мусе? Вот воззвал к нему Его Господь в святой долине Тува" (Ан Назиат, 15-16), и также слова Аллаха: ""Мы воззвали к нему с правой стороны горы и тихо подозвали его поближе", и слова Аллаха: "И когда Муса пришёл к Нему, он услышал Зов: "О Муса!" (Та ха, 11), и также слова Аллаха: "В тот день Он воззовет к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?"" (Аль Касас, 65), и также слова Аллаха: "В тот день Он воззовет к ним и скажет: "Где же Мои сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?" (Аль-Касас, 62)Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
والنِّداء في لغة العَرَب: هو صوتٌ رَفيعٌ، لا يُطلَق النِّداء على ما ليسَ بصوتٍ، لا حَقيقةً ولا مَجازًا
"И "зов" в арабском языке - это повышенный голос, и слово "ан нида" (зов) не употребляется в арабском языке на то, что не является голосом - ни в прямом, ни в переносном смысле"
Источник: "Маджму аль фатава", 6/531
Далили из Сунны
Что касается Сунны, то сказал хафиз аль-Мирдави аль-Ханбали (ум. 885 г.х.) перечислив многие из хадисов где пришло упоминание Голоса Аллаха:
هذا آخر الأحاديث التي نقلناها من جزء الحافظ ضياء الدين وغيره ، المشتمل على الأحاديث الواردة في الحرف والصوت ، وهي قريب من ثلاثين حديثا ، بعضها صحاح ، وبعضها حسان محتج بها ، وقد أخرج غالبها الحافظ ابن حجر في ' شرح البخاري ' ، وغالبها احتج بها الإمام أحمد ، والإمام محمد بن إسماعيل البخاري وغيرهما من أئمة الحديث على أن الله تعالى تكلم بصوت صححها الأئمة الكبار المعتمد عليهم : كالإمام أحمد ، والإمام عبد الله بن المبارك ، والإمام محمد بن إسماعيل البخاري ، والإمام عثمان بن سعيد الدارمي ، وغيرهم، وهم أئمة هذا الشأن ، والمقتدى بهم فيه ، والمرجع إليهم ، وقد صححوا هذه الأحاديث واعتمدوا عليها ، واعتقدوا ما فيها ، منزهين لله عما لا يليق بجلاله من شبهات الحدوث وغيرها ، كما قالوا في سائر الصفات ..
"Это последний из хадисов, которые мы передали здесь из книги хафиза Дыяу Ддина аль Макдиси и других книг, и их книги содержат в себе хадисы разьясняющие что Аллах говорит Голосом а его слова состоят из букв.
И их около 30 хадисов, часть их достоверные, а часть хорошие которыми разрешено аргументировать, и большинство их передал хафиз Ибн Хаджар в шархе на "Сахих аль Бухари"
И большинством их аргументировал имам Ахмад, и имам Мухаммад Ибн Исмаиль аль Бухари и другие имамы хадиса на то, что Аллах говорит Голосом..
И удостоверили их большие имамы на которых опираются - как Ахмад Ибн Ханбаль, Абдуллах Ибн аль Мубарак, Усман Ибн Саид ад Дарими, Мухаммад Ибн Исмаиль аль Бухари, и другие..
И они - имамы этого искусства, за которыми следуют в нём, и к которым возвращаются, и они удостоверили эти хадисы и оперлись на них, и были убеждены в том что пришло в них, одновременно очищая Аллаха от неподобающего Его величию из подобия сотворенному и так далее - как они сказали обо всех Качествах Аллаха"
Источник: "Ат Тахбир", стр. 1344-1350
Приведем некоторые из достоверных хадисов которые пришли об этом.
1. От Абдуллаха Ибн Унейса (да будет доволен им Аллах), что сказал Посланник Аллаха (мир ему):
يَحْشُرُ الله العبادَ عُراةً غُرْلًا بُهْمًا"قلنا: ما بُهْماً؟ قال "ليسَ مَعَهُمْ شَيْءٌ، فَيُناديهم بصَوْتٍ يَسْمَعُهُ مَنْ بَعُدَ -أحسَبُه قالَ: كما يَسْمَعُهُ مَنْ قَرُبَ-: أنا المَلِكُ، أنا الدَّيَّانُ
"Всевышний Аллах воскресит Свои творения в судный день, голыми, босыми, не обрезанными, не будет с ними ничего - и тогда, когда эти люди соберутся, Всевышний воззовет к ним Голосом, таким образом, то что будут слышать это Голос те, которые далеко и будут слышать его те, которые близко, и скажет Всевышний Аллах: "Я Царь, Я Возздающий"
Передал данный хадис имам аль Бухари в своем "Сахихе", и аргументировал им на утверждение голоса Аллаху в своей книге "Опровержение джахмитам", как придут инша Аллах ниже его слова.
2. Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
إنَّ الله إذا قضى أمْراً في السَّماءِ، ضَرَبتِ الملائكةُ بأجْنِحتِها جَميعاً، ولقولهِ صَوْتٌ كصَوْتِ السِّلْسِلةِ على الصَّفا الصَّفوانِ، فذلكَ قوله: {حَتَّى إِذَا فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ}
"Когда Аллах повелевает какое то повеление на небесах, то все ангелы бьют крыльями, и у Его Слов Голос, подобный звуку цепи когда она проходит по гладкой скале, и об этом сказал Аллах: "Когда же страх покинет сердца ангелов, они говорят: "Что сказал ваш Господь?" Они скажут: "Истину, ведь Он - Возвышенный, Великий" (Саба, 23)
3. Сказал Абдуллах Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах)
إذا تكلم الله بالوحي سمع صوته أهل السماء
"Когда Всевышний Аллах произносит Свое откровение, слышат Его голос обитатели небес"
Передал это имам Ахмад, от аль-Мухариби, от аль-Амаша, от Аби ад Духа, от Масрука, от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах).
Сказал имам ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.) про этот иснад:
وما في رواة هذا الخبر إلا إمام مقبول
"Все передатчики этого сообщения являются имамами, сообщения которых принимаются!"
Источник: "Ат Тахбир шарх ат тахрир", 1332
И здесь мы привели лишь некоторые хадисы из пришедших об этом, а так, ученые привели об этом 30 хадисов от Посланника Аллаха (мир ему) см. "Ат Тахбир", 1344
Слова саляфов и имамов
- Что же касается иджма, то передали иджма на это многие имамы как придет в их словах ниже
Приведем слова некоторых имамов кто утверждал для Аллаха Голос и выносил такфир и табди тому, кто отрицает это.
Сказал имам Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.):
إن الله يتكلم بقدرته ومشيئته بصوت كيف شاء ومتى شاء وإذا شاء بلا كيف
"Воистину, Аллах говорит по своему могуществу и желанию, Голосом, как хочет, и когда хочет, без того чтобы спрашивать: "Как?"
Источник: "Ат Тахбир", стр. 1352
Сказал ближайший ученик имама Малика, имам Абдур-Рахман Ибн Косим (ум. 191 г.х), соавтор главной маликитской книги "Аль-Мудаввана", в своем послании об акыде:
والإيمان بأن اللّه كلم موسى بن عمران بصوت سمعه موسى من اللّه تعالى لا من غيره، فمن قال غير هذا أو شك فقد كفر
"И обязательна вера в то что Аллах говорил с Мусой Ибн Имраном посредством голоса, который слышал Муса от Всевышнего Аллаха, а не от кого то другого. И кто сказал что то другое или усомнился в этом тот кафир"
Источник: "Мухтасар ас-сауаик аль мурсаля", 1-680
Сказал великий имам ханбалитского мазхаба, Абу Бакр Ибн Сулейман Ибн Наджад (ум. 338 г.х.)
ثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ قَالَ سَأَلْتُ أَبِي عَنْ قَوْمٍ يَقُولُونَ لَمَّا كَلَّمَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُوسَى لَمْ يَتَكَلَّمْ بِصَوْتٍ قَالَ أَبِي تَكَلَّمَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى بِصَوْتٍ وَهَذِهِ أَحَادِيثُ نَرْوِيهَا كَمَا جَاءَتْ وَقَالَ أَبِي حَدِيثُ ابْنِ مَسْعُودٍ إِذَا تَكَلَّمَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ يسمع لَهُ صَوت كمر سلسلة عَلَى الصَّفْوَانِ قَالَ أَبِي فَهَذَا الْجَهْمِيَّةُ تُنْكِرُهُ وَقَالَ أَبِي وَهَؤُلاءِ كُفَّارٌ يُرِيدُونَ أَنْ يُمَوِّهُوا عَلَى النَّاسِ مَنْ زَعَمَ أَنَّ اللَّهَ لَمْ يَتَكَلَّمْ فَهُوَ كَافِرٌ إِلا أَنَّا نَرْوِي هَذِهِ الأَحَادِيثَ كَمَا جَاءَت
"Сказал нам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль: «Я спросил своего отца, да смилуется над ним Аллах, о людях которые говорят: "Когда Аллах разговаривал с Мусой, Он не говорил голосом".
Мой отец (т.е. имам Ахмад) ответил: "Истинно, твой Господь говорил голосом, эти хадисы следует передавать как они пришли"
И сказал мой отец: "В хадисе Абдуллаха Ибн Мас'уда пришло, что Пророк сказал: "Когда Аллах говорит, слышен его Голос, подобный звуку прохождения цепи по гладкой скале".
И сказал мой отец: "И джахмиты отрицают это"
И сказал мой отец: "Эти кафиры хотят мошенничать с людьми (признавая внешне что Аллах говорил но отрицая Голос). Кто утверждает, что Аллах не говорит - тот кафир. А мы же передаём эти хадисы так, как они пришли"
Источник: "Ар-Родд аля ман якулю инна аль-Кур'ан махлюк", 3, также всё это сказал сам имам Абдуллах Ибн Ахмад в своей книге "Ас-Сунна", и передали это от имама Ахмада многие другие
Сказал имам Абу Бакр аль-Халляль:
أخبرنا المروزي سمعت أبا عبد الله وقيل له أن عبد الوهاب قد تكلم وقال من زعم أن الله كلم موسى بلا صوت فهو جهمي عدو الله وعدو الإسلام فتبسم أبو عبد وقال ما أحسن ما قال عافاه الله
"Рассказал нам Абу Бакр аль-Марузи, что он слышал, как имаму Ахмаду сказали: "Абдуль Ваххаб аль Варрак высказал некоторые слова. Он сказал: "Кто заявляет, что Аллах говорил с Мусой без Голоса - тот джахмит, враг Аллаха, враг Ислама"
И улыбнулся имам Ахмад, и сказал: "Как же хорошо он сказал! Да простит Аллах ему его грехи!"
Источник: "Шарх аль-Акыда аль-Исфахания", 1/42
Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад:
قُلْت لِأَبِي : إنَّ هَهُنَا مَنْ يَقُولُ إنَّ اللَّهَ لَا يَتَكَلَّمُ بِصَوْتِ فَقَالَ : يَا بُنَيَّ هَؤُلَاءِ جهمية زَنَادِقَةٌ إنَّمَا يَدُورُونَ عَلَى التَّعْطِيلِ
"Я сказал своему отцу: "Есть люди которые заявляют, что Аллах не говорит Голосом"
Имам Ахмад сказал: "О мой сынок, эти зиндыки-джахмиты ходят вокруг отрицания Творца"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 12/368
Сказал имам Абдуллах ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
سَأَلْتُ أَبِي رَحِمَهُ اللَّهُ عَنْ قَوْمٍ، يَقُولُونَ: لَمَّا كَلَّمَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُوسَى لَمْ يَتَكَلَّمْ بِصَوْتٍ فَقَالَ أَبِي: «بَلَى إِنَّ رَبَّكَ عَزَّ وَجَلَّ تَكَلَّمَ بِصَوْتٍ هَذِهِ الْأَحَادِيثُ نَرْوِيهَا كَمَا جَاءَتْ
«Я спросил своего отца, да смилуется над ним Аллах, о людях которые говорят: "Когда Аллах разговаривал с Мусой, Он не говорил голосом".
Мой отец (т.е. имам Ахмад) ответил: "Истинно, твой Господь говорил голосом, эти сообщения следует передавать как они пришли"
Источник: "Ас-Сунна", 1/280
Сказал имам аль-Бухари, автор "Сахиха", (ум. 256 г.х.) передав один хадис Ибн Унейса про Голос Аллаха:
وإنَّ الله -عَزَّ وَجَلَّ- ينادي بِصَوْتٍ، يَسْمَعُه مَنْ بَعُدَ كَما يَسْمَعه من قَرُبَ، فليسَ هذا لغير الله جَلَّ ذكرُه، وفي هذا دليلٌ أنَّ صوتَ الله لا يشبَهُ أصواتَ الخَلْقِ, لأنَّ صوتَ الله جلَّ ذكرُهُ يُسْمَع من بُعْدٍ كما يُسْمَع من قُرْبٍ
"В этом далиль, что Голос Аллаха - Свят Он и Велик, его слышит как тот кто близок к Нему, так и тот кто далек. И этого нет ни у кого кроме Аллаха, Свят Он и Велик, и в этом довод на то что Голос Аллаха не похож на голоса творений - потому что Голос Аллаха слышится как издалека так и изблизи"
Источник: "Хальк аф'аль аль ибад", стр. 149
- Сказал имам Усман Ибн Саид ад-Дарими аш-Шафии (ум. 280 г.х.):
فقد أدْرك مُوسَى مِنْهُ الصَّوْت فِي الدُّنْيَا
"И Муса слышал от Него Голос в дунья.."
Источник: "Ар Роддя аля аль Мариси", стр. 442
- Сказал имам Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма аш-Шафии (ум. 310 г.х.) в "Книге Единобожия", в разделах про описание Слов Аллаха:
بَابُ صِفَةِ نُزُولِ الْوَحْيِ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالْبَيَانُ أَنَّهُ قَدْ كَانَ يَسْمَعُ بِالْوَحْيِ فِي بَعْضِ الْأَوْقَاتِ، صَوْتًا كَصَلْصَلَةِ الْجَرَسِ
"Раздел о ниспосылании откровения Пророку, мир ему, и разьяснении того что он слышал иногда откровение через Голос, подобный звону колокола"
Источник: "Китаб ат Таухид", стр. 349
- Сказал имам аль-Барбахари (ум. 329 г.х.):
والإيمان بأن الله تبارك وتعالى هو الذي كلم موسى بن عمران يوم الطور وموسى يسمع من الله الكلام بصوت وقع في مسامعه منه لا من غيره، فمن قال غير هذا فقد كفر
"И обязательна вера в то что Аллах (Свят Он и Велик) - именно Он говорил с Мусой Ибн Имраном у горы Тур, и Муса слышал слова Аллаха, слыша Его Голос своими ушами, именно от Аллаха а не от кого то другого. И кто говорит что то другое - тот стал кафиром"
Источник: "Шарх ас-Сунна" аль-Барбахари
- Сказал имам Ибн Батта (ум. 360 г.х.):
فمن أنكر أن الله كلم موسى كلاما بصوت تسمعه الأذنان وتعيه القلوب ، لا واسطة بينهما ، ولا ترجمان ولا رسول ، فقد كفر بالله العظيم وجحد بالقرآن ، وعلى إمام المسلمين أن يستتيبه ، فإن تاب ورجع عن مقالته ، وإلا ضرب عنقه
"Кто отрицает, что Аллах говорил с Мусой Голосом, который слышали уши и понимали что Он говорит сердца - без всякого посредника между ними или переводчика или гонца - тот стал кафиром во Всевышнего Аллаха и отрицал Коран, и правитель мусульман должен потребовать от него покаяние, и либо тот кается и возвращается от своих слов - либо ему нужно отрубить голову"
Источник: "Аль Ибана аль Кубра", 6/31
- Сказал имам Абу ан-Наср ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.), в опровержении ашаритам:
قول خصومنا إن أحداً لم يقل إن القرآن كلام الله حرف وصوت كذب وزور بل السلف كلهم كانوا قائلين بذلك وإذا أوردنا فيه المسند وقول الصحابة من غير مخالفة وقعت بينهم في ذلك صار كالإجماع
"И слова наших оппонентов: "Никто не говорил что Коран - слова Аллаха которые он произнес Голосом и они состояли из букв" - ложь и клевета, однако все саляфы говорили это, и раз мы привели об этом хадисы Пророка, и слова сподвижников без разногласия у них - это стало подобно иджма"
Источник: "Ар Рисаля иля ахли забид", стр. 35
Сказал имам ат Тейми аль-Асбахани (ум. 535 г.х.):
وقد أجمع أهل العربية أن ما عدا الحروف والأصوات ليس بكلام حقيقة
"Ученые по арабскому единогласны, что все то, в чем нет букв и голоса - не называется словами в истинном смысле этого термина"
Источник: "Аль Худжжа фи баян аль Махаджжа", стр. 399
И у него в этой книге целый раздел про утверждение Голоса Аллаха (Свят Он и Велик)
Сказал имам Яхья аль-Имрани аш Шафии, великий шафиитский факих (ум. 558 г.х. )
والدليل على إثبات الصوت قول الله لموسى: {وَأَنَا اخْتَرْتُكَ فَاسْتَمِعْ لِمَا يُوحَى} 6. والله سبحانه كلمه من وراء حجاب ولا ترجمان بينهما واستماع البشر في الحقيقة لا يقع إلا للصوت
"И далиль на утверждение Голоса Аллаху - слова Аллаха Мусе - "Я избрал тебя, так прислушайся же к тому что тебе дается из откровения". И Аллах говорил с ним из за покрывала, и не было между ними переводчика, а прислушивание человека может быть лишь к голосу"
Источник: "Аль-Интисар", стр. 559
Сказал аль-Мирдави:
وكذلك الحافظ عبد الغني المقدسي وغيره ، جمع الأحاديث الواردة في ذكر الصوت المضاف إلى الله تعالى وجمع الحافظ الضياء المقدسي جزءا في ذلك
"Точно также и хафиз Абдуль Гани аль-Макдиси (ум. 600 г.х.), и другие - собирали в отдельных книгах хадисы переданные с упоминанием Голоса Аллаха, Свят Он и Велик.. И собрал хафиз Дыяуддин аль-Макдиси (ум. 643 г.х.) джуз об этом.."
Источник: "Ат Тахбир", стр. 1302,1326
- Сказал имам Ибн Кудама (ум. 620 г.х.) перечислив асары и хадисы где пришло что Аллах говорит Голосом:
وَمثله فِي الْآثَار كثير تناولته الْأمة وَلم يُنكره إِلَّا مُبْتَدع لَا يلْتَفت إِلَيْهِ
"И такого много в асарах, и передавала это исламкая Умма, и не отрицает это никто кроме нововведенца к которому не оборачиваются!"
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия (ум. 728 г.х.):
واستفاضت الأثار عن النبيّ -صلى الله عليه وسلم-، والصَّحابةِ, والتابعين، ومَن بعدَهم من أئمَّةِ السُّنَّة، أنَّه سبحانه يُنادي بصَوْتٍ، نادى موسى، ويُنادي عِبادَه يومَ القيامةِ بصَوْتٍ، ويتكلَّمُ بالوحي بصَوتٍ, ولم يُنْقَل عن أحدٍ من السَّلَفِ أنه قال: إنَّ الله يتكلَّمُ بلا صَوْتٍ، أو بِلا حَرْفٍ
"Пришло очень много асаров от Пророка - мир ему, сподвижников и табиинов и имамов Сунны кто после них - что Аллах взывает Голосом, и позвал Мусу, и воззовет к своим рабамм в Судный День Голосом, и говорит откровение Голосом. И не передано ни от одного из саляфов, что он сказал: "Аллах говорит без Голоса", или "Его речь не состоит из букв"
Источник: "Маджму аль фатава", 12/304
- Сказал аз-Захаби (ум. 748 г.х.):
الصوت وقد ورد في ذلك بضعة عشر حديثاً مرفوعة1 من سوى أقوال الصحابة والتابعين، وقد تتبعتها وجمعتها في جزء
"Пришло более чем в 13 хадисах Пророка упоминание Голоса Аллаха, это не говоря уже про слова сподвижников и табиинов. И я исследовал все их, и собрал в отдельной книге"
Источник: "Аль Арш", стр. 122
- Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (ум. 795 г.х.):
وكلامه في إثبات الصوت كثير جداً
"Слов имама Ахмада где он утверждает для Всевышнего Аллаха Голос - очень много"
Источник: "Зейль ат табакат", 1/191
- И сказал Ибн Роджаб аль Ханбали:
ومن البدع التي أنكرها الإمام أحمد في القرآن : قول من قال : إن الله تكلم بغير صوت ، فأنكر هذا القول وبدع قائله وقد قيل : إن الحارث المحاسبي إنما هجره الإمام أحمد لأجل ذلك
"Из нововведений которые порицал имам Ахмад в вопросах Корана - это слово тех, кто говорит, что Аллах говорит не голосом. Имам Ахмад порицал это слово, и вынес табди' говорящим его. И было сказано, что имам Ахмад обьявил бойкот Харису аль Мухасаби лишь по этой причине"
Источник: "Ат Тахбир", 3/1314
- Сказал имам Ахмад Ибн Яхья Ад-Дир'и аль-Ханбали (ум. 949 г.х.), опровергая тех, кто пытается подвергнуть сомнению ясные многочисленные тексты имама Ахмада в вероубеждениях, переданные его учениками
وأيضًا: فالذي نقل هذه المسألة عن الإمام أحمد، هم الذين نقلوا فقهَ مذهبه . فإمَّا أنْ يُصدَّقوا في الجميع، وإما أنْ يُكذَّبوا فيه فيتعطَّل مذهبُه وتبطل أحكامه، وإلاَّ كان المُنكر لذلك كمن آمن ببعض الكتاب وكفر ببعضс .
"И также - те, кто передал этот от имама Ахмада утверждение того, что Аллах говорит голосом и его речь состоит из букв - они те же, что передал от него фикх его мазхаба. И либо вы поверите им во всём, либо обвините во лжи, и тогда аннулируется его мазхаб и его ахкамы. А если вы примете лишь фикх, и отвергнете акыду, то вы будете подобны тем, кто уверовал в части Книги, и не верует в другую часть"
см. "Тураф ат-торф фи мас'аляти ас-саут уаль харф", 3
Сказал аль-Мирдави (ум. 885 г.х.) , приведя слова многих имамов саляфов:
وتصحيح هؤلاء وإثباتهم للأحاديث بذكر الصوت ، أولى من نفي من نفى أنه لم يأت في حديث واحد ذكر الصوت ، من وجوه عديدة منها : أن المثبت مقدم على النافي . ومنها : عظم المصحح وجلالة قدره وكثرة اطلاعه ، لا سيما في إثبات صفة لله تعالى مع الزهد العظيم والورع المتين ، أفيليق بالإمام أحمد ، والإمام عبد الله بن المبارك ، أو البخاري ، أو غيرهم من السلف الصالح ، أن يثبتوا لله تعالى صفة من صفاته من غير دليل ؟ ويدينون الله بها ، ويعتقدونها ، ويهجرون من يخالفها ، من غير دليل صح عندهم ، وهل [ يعتقد هذا مسلم ] يؤمن بالله وباليوم الآخر ؟ فضلا عن إمام من أئمة الإسلام المقتدى بأقواله وأفعاله
"И удостоверение этими имамами этих хадисов об упоминании Голоса Аллаха первее, чем отрицание тех (ашаритов и тд) кто отрицал, что хоть в одном хадисе пришло упоминание Голоса! И это с нескольких сторон
Во первых, утверждение ставится выше отрицание
Во вторых, великая степени удостоверивших эти хадисы, и их широчайшие познания особенно в разделе утверждения Качеств Аллаху - наряду с полным аскетизмом и великой набожностью.
Разве будет уместным для имама Ахмада, и имама Абдуллаха Ибн аль Мубарака, и аль Бухари, и других праведных саляфов - что они утверждают для Аллаха Качество без далиля, и исповедуют религию перед Аллахом таким образом, и берут это в акыду, и бойкотируют тех кто противоречит им в этом - и всё это без достоверного для них далиля? Такое не будет делать любой мусульманин верующий в Аллаха и Судный День, так что же говорить про великих имамов Ислама за словами и поступками которых следуют мусульмане?!"
Источник: "Ат Тахбир", 1350-1351
Таким образом - саляфы Уммы и ее имамы единогласны на утверждении того, что Аллах говорит Голосом, следуя в этом Книге своего Господа, и Сунне своего Пророка (мир ему), и словам сподвижников и табиинов.
В то время как зиндыки ашариты и матуридиты отрицают это, поэтому это тоже один из их куфров.
Заходите на канал "Ахлю-асар" на телеграм, https://telegram.me/ahluasar
Комментариев нет:
Отправить комментарий