Шарх хадиса "Религия - это насыха"

Шарх хадиса "Религия - это насыха"

Очень полезный подробный шарх этого хадиса одним из имамов саляфов




Сказал Посланник Аллаха: "Религия - это искреннее отношение".

Его спросили: "К кому?"

Он ответил: "К Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, и к правителям мусульман и к простым мусульманам"

Передали аль Бухари и Муслим

Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль Марвази (202-294 г.х.):

على وجهين أحدهما فرض والآخر نافلة فالنصيحة المفترضة لله هي شدة العناية من الناصح باتباع محبة الله في أداء ما افترض ومجانبة ما حرم وأما النصيحة التي هي نافلة فهي إيثار محبته على محبة نفسه وذلك أن يعرض أمران أحدهما لنفسه والآخر لربه فيبدأ بما كان لربه ويؤخر ما كان لنفسه فهذه جملة تفسير النصيحة له الفرض منه والنافلة وكذلك تفسير سنذكر بعضه ليفهم بالتفسير من لا يفهم الجملة فالفرض منها مجانبة نهيه وإقامة فرضه بجميع جوارحه ما كان مطيعا له فإن عجز عن القيام بفرضه لآفة حلت به من مرض أو حبس  أو غير ذلك عزم على أداء ما افترض عليه متى زالت عنه العلة المانعة له قال الله عز و جل ليس على الضعفاء ولا على المرضى ولا على الذين لا يجدون ما ينفقون حرج إذا نصحوا لله ورسوله ما على المحسنين من سبيل فسماهم محسنين نصيحتهم لله بقلوبهم لما منعوا من الجهاد بأنفسهم وقد يرفع الأعمال كلها عن العبد في بعض الحالات ولا يرفع عنهم النصح لله و كان من المرض بحال لا يمكنه عمل بشيء من جوارحه بلسان ولا غيره غير أن عقله ثابت لم يسقط عنه النصح لله بقلبه وهو أن يندم على ذنوبه وينوي إن يصح أن يقوم بما افترض الله عليه ويتجنب ما نهاه عنه وإلا كان غير ناصح لله بقلبه وكذلك النصح لله ولرسوله فيما أوجبه على الناس على أمر ربه ومن النصح الواجب لله أن لا يرضى بمعصية العاصي ويحب طاعة من أطاع الله ورسوله وأما النصيحة التي هي نافلة لا فرض فبذل المحمود بإيثار الله على كل محبوب بالقلب وسائر الجوارح حتى لا يكون في الناصح فضل عن غيره لأن الناصح إذا اجتهد لمن ينصحه لم يؤثر نفسه عليه وقام بكل ما كان في القيام به سروره ومحبته فكذلك الناصح لربه ومن تنفل لله بدون الاجتهاد فهو ناصح على قدر عمله غير محق للنصح بالكمال   وأما النصيحة لكتاب الله فشدة حبه وتعظيم قدره إذ هو كلام الخالق وشدة الرغبة في فهمه ثم شدة العناية في تدبره والوقوف عند تلاوته لطلب معاني ما أحب مولاه أن يفهمه عنه ويقوم له به بعد ما يفهمه وكذلك الناصح من القلب يتفهم وصية من ينصحه وإن ورد عليه كتاب منه عنى بفهمه ليقوم عليه بما كتب به فيه إليه كذلك الناصح لكتاب الله يعني يفهمه ليقوم لله بما أمر به كما يحب ويرضى ثم ينشر ما فهم من العباد ويديم دراسته بالمحبة له والتخلق بأخلاقه والتأدب بآدابه وأما النصيحة للرسول صلى الله عليه و سلم في حياته فبذل المجهود في طاعته ونصرته ومعاونته وبذل المال إذا أراده والمسارعة إلى محبته وأما بعد وفاته فالعناية بطلب سنته والبحث عن أخلاقه وآدابه وتعظيم أمره ولزوم القيام به وشدة الغضب والإعراض عن من يدين بخلاف سنته والغضب على من ضيعها لأثرة دنيا وإن كان متدينا بها وحب من كان منه بسبيل من قرابة أو صهر أو هجرة أو نصرة أو صحبة ساعة من ليل أو نهار على الإسلام والتشبه به في زيه ولباسه وأما النصيحة لأئمة المسلمين فحب طاعتهم ورشدهم وعدلهم وحب اجتماع الأمة كلهم وكراهية افتراق الأمة عليهم والتدين بطاعتهم في طاعة الله والبغض لمن رأى الخروج عليهم وحب إعزازهم في طاعة الله وأما النصيحة للمسلمين فأن يحب لهم ما يحب لنفسه ويكره لهم ما يكره لنفسه ويشفق عليهم ويرحم صغيرهم ويوقر كبيرهم ويحزن لحزنهم ويفرح لفرحهم وإن ضره ذلك في دنياه كرخص أسعارهم وإن كان في ذلك ربح ما يبيع من تجارته وكذلك جميع ما يضرهم عامة ويحب صلاحهم وألفتهم ودوام النعم عليهم ونصرهم على عدوهم ودفع كل أذى ومكروه عنهم

"Искреннее отношение есть двух видов - обязательное и желательное.

Обязательное искреннее отношение к Аллаху - это сильная забота такого человека в следовании к любви Аллаха выполняя то, что Аллах обязал, и сторонясь того что Он запретил.

Что же касается желательного искреннего отношения к Аллаху, то это предпочтение любви Аллаха над любовью к самому себе. И это посредством того, что когда человеку представляется на выбор два дела - одно для себя, а другое для своего Господа, он начинает с того что для его Господа, и оставляет на попозже то, что для себя.

И это толкование искреннего отношения в общем, обязательного и желательного.

И также мы упомянем подробно для тех кто не понимает в общем и скажем -

Обязательное искреннее отношение к Аллаху - это отстраняться от того что Он запретил и выполнять Его обязательства всеми органами что ты владеешь. И если ты не можешь выполнить возложенное Аллахом обязательство, по причине какого то бедствия постигшего тебя - как болезнь или тюрьма или другое - то ты твердо намереваешься выполнить то что Аллах на тебя возложил сразу как уйдет от тебя это препятствие мешающее сделать это сразу.

Сказал Аллах: " Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный" (Ат Тауба 91).

И Аллах назвал их искренними (мухсинами) из-за их искреннего отношения к Аллаху в своих сердцах когда они не могли выйти на джихад сами.

И все обязательства могут быть сняты с раба Аллаха в некоторых ситуациях, однако никогда не будет снято с него искреннее отношение к Аллаху, какой бы стадии не достигла его болезнь - даже если он не способен сделать ничего своими органами - ни языком, ни чем либо другим, и единственное что остается у него это разум - то даже в таком состоянии не спадает с него искреннее отношение к Аллаху своим сердцем - и это посредством сожаления о тех грехах что он совершил, и намерения выполнять обязательства возложенные Аллахом и сторониться Его запретов если поправишься.

А если же он не делает этого то он не является искренне относящимся к Аллаху в своем сердце.

И точно также искреннее отношение к Его Посланнику в том чем он обязал людей по приказу своего Господа.

И из обязательного искреннего отношения к Аллаху - не довольствоваться грехом грешника, и любить подчинение подчиняющегося Аллаху и Его Посланнику.

Что же касается желательного искреннего отношения которое не является обязательным - то оно заключается в предпочтении Аллаха сердцем и всеми органами над всем остальным любимым, до такой степени что в сердце искренне относящегося не будет остатка ничему другому.

И это потому что искренне относящийся, когда очень трудится для того к кому он искренне относится - то он не ставит себя выше него, и совершает все что любит тот к кому он так относится и это радует его - и точно также искренне относящийся к своему Господу.

А тот же, кто совершает добровольные деяния для Аллаха без усердия в этом - то он искренне относящийся по степени своих деяний, однако не достиг полноты искреннего отношения.

Что же касается искреннего отношения к Книге Аллаха - то это очень сильная любовь к ней и возвеличивание ее - ведь это слова Творца - и также сильное стремление понять ее, и сильный труд в размышлении над ней при ее чтении, доискиваясь до ее смыслов, которые Аллах любит для рабов чтобы они поняли из нее, а затем действовали по тому что поняли после того как поняли.

И это подобно тому кто искренне относится к кому то сердцем - он хочет и старается понять завещания и наставления того к кому он так относится, когда они до него дойдут, чтобы сделать то, о чем он написал в них.

Точно также и искренне относящийся к Книге Аллаха - старается понять Коран, чтобы выполнить для Аллаха то к чему Он приказал таким образом, как Аллах это любит и доволен, а затем - распространить это среди других рабов Аллаха, и постоянно обучать этому их, украшаясь характером и нравами к которым призывает Коран.

Что же касается искреннего отношения к Посланнику Аллаха, мир ему во время его жизни - то это стараться сделать все возможное подчиняясь ему и помогая ему и тратя имущество когда он этого захотел, и спешить заслужить его любовь

Что же касается искреннего отношения к нему после его смерти - то это заботиться о том чтобы собрать его Сунну, и узнавать про его нрав и характер, и возвеличивать приказ Посланника Аллаха, и обязательно выполнять его, и очень сильно гневаться и отворачиваться от тех, кто исповедует религию противореча его Сунне, и гневаться на тех, кто оставил ее, ставя вперед блага мирской жизни, даже если и убежден в ней.

И также следует любить тех кто имел отношение к Посланнику Аллаха, будучи его родственником, или переселившимся к нему, или помогавшим ему, или его сподвижником даже короткий промежуток дня или ночи - на Исламе.

И также - нужно уподобляться Посланнику Аллаха, в его внешнем виде и одежде.

Что же касается искреннего отношения к шариатским правителям мусульман, то оно заключается в любви подчинению им, и любви благоразумия, справедливости для них, и любви к обьединению Уммы вокруг них, и неприязни к расколу Уммы по отношению к ним,  и исповедовать обязательность подчинения им в том что соответствует подчинению Аллаху, и ненавидеть тех кто считает дозволенным выходить против них с мечом, и любить их возвышение посредством подчинения Аллаху.

Что же касается искреннего отношения ко всем мусульманам - то это любить для них то же что любишь для себя, и ненавидеть то же что ненавидишь для себя, и сочувствовать им, и милостиво относиться к их малым, и уважать их старших, и грустить когда мусульмане грустят, и радоваться когда они радуются, даже если это повредит ему в мирских благах - как например радоваться дешевизне цен для них, хоть он и упустит при этом прибыль в своей торговле.

И также не любить все что вредит им в общем, и любить их хорошее состояние, и хорошие отношения, и чтобы они постоянно были обеспеченны милостями Аллаха, и чтобы они победили своих врагов, и чтобы от них был оттолкнут всякий вред и неприятности"

Источник: "Тазым кадр ас-соля", 2/692-693

Комментариев нет:

Отправить комментарий