Разьяснение имамом Ибн Кудамой аль Ханбали вопроса одновременного проведения двух джума намазов в одном городе
Разьяснение этого фикховского вопроса
Сказал имам Ибн Кудама:
"Вопрос: сказал аль Хиракы: "Если город будет большим, в котором есть нужда в нескольки больших соборных мечетях - то молитва джума во всех этих мечетях будет разрешенной"
[Шарх]
И суть этого вопроса - что если город является большим, и тяжело будет его людям собраться в одной мечети, и невозможно это по причине отдаленности окраин города друг от друга, или потому, что его мечеть будет тесна для всех людей - подобно таким городам как Асбахан, Багдад и подобные им из больших городов - то разрешено проводить в таких городах джума. И это слово Ато Ибн Аби Рабаха.
И разрешил это Абу Юсуф в Багдаде помимо других городов, потому что худуды устанавливаются в Багдаде в двух местах , а джума у него проводится там где устанавливаются худуды. И из его слова вытекает что если найдется другой город где худуды устанавливаются в двух местах - то будет разрешено проводить джума в двух местах, потому что джума там где устанавливают худуды. И это также слово Абдуллаха Ибн аль Мубарака.
И сказали Абу Ханифа, Малик и аш-Шафии, что не разрешено проводить джума в одном городе больше чем одном месте, потому что Посланник Аллаха, мир ему, не собирал людей для джума кроме как в одной мечети, и также и халифы после него. И если бы было разрешено проводить джума в двух местах - они не опустошили и не закрыли бы остальные мечети. И даже сказал Ибн Умар: "Не разрешено проводить джума кроме как в самой большой мечети, в которой молится правитель".
Наш же довод на дозволенность этого то, что джума - молитва которая была узаконена ради сбора, и хутбы, и поэтому разрешено ее делать в том количестве мест в котором она нуждается - точно также как и праздничную молитву.
И достоверно что Али, да будет доволен им Аллах, выходил в праздничный день в место молитвы, а над слабыми людьми оставлял Абу Мас'уда аль Бадри и тот молился вместе с ними.
Что же касается их аргументации тем, что Пророк, мир ему, не делал два джум'а - то это лишь потому, что им хватало и одной, и потому что его сподвижники хотели слышать именно его хутбу, и присустствовать именно на его джума - даже если их дома были и далеко. И также потому, что Посланник Аллаха - доносящий религию Аллаха и узаконивающий ее ахкамы.
Когда же появилась нужда в проведении нескольких молитв джума - стали их молиться в нескольких местах городов одновременно, и никто не порицал это и это стало единогласным мнением.
Что же касается слова Ибн Умара, то он имел ввиду что джума не проводится в малых мечетях, оставляя большую.
Что же касается того что Абу Юсуф решил учитывать это по тому что там устанавливают худуды, то у этого нет верной стороны.
Сказал Абу Дауд: "Я слышал как имам Ахмад говорит об этом: "Какой же еще хадд устанавливали в Медине?! Прибыл в нее Мусаб Ибн Уейр, и они все прятались в доме, и провел с ними джума и их было 40"
Раздел
Что же касается ситуации, когда нет нужды в проведении сразу нескольких джума в одном городе, то не разрешено проводить более чем одну.
И если достаточно двух, то не разрешено проводить третью, и также если достаточно трех - четвертую, и так далее
И мы не знаем никого из ученых кто разногласил бы в этом, кроме как Ато Ибн Аби Рабаха. Ему сказали: "Людей Басры не вмещает главная мечеть". Он ответил: "Пусть у каждой группы будет своя мечеть где они собираются для джума, и этого им хватит, чтобы не собираться в большой мечети"
И то на чем большинство ученых - более верно, ведь не передано от Пророка, мир ему, и его халифов чтобы они делали более чем одной молитвы джума когда у них не было нужды в этом, и не разрешено утверждать законоуложения лишь своими рассуждениями без довода.
[Ответвление]
И если люди прочитают более одной джума в одном городе без нужды в этом, и одна из них будет та которую ведет правитель - то именно она будет достоверной, все равно раньше она остальных или позже.
И это потому, что хукм о недействительности молитвы джума которую ведет правитель - нарушение его прав, и лишение его и тех кто молится с ним молитвы джума. И это приведет к тому, что если 40 человек пожелают испортить молитву людей города которые молятся с правителем - смогут это сделать, собравшись в одном месте и опередив людей города молящихся с правителем в совершение молитвы джума.
И было сказано, что достоверной из них будет самая первая по времени, потому что до нее не была совершена молитва джума которая делала бы ее недействительной, а та что будет совершена после нее тем более не сделает ее недействительной.
И более верным является то, что достоверна в таком случае будет только молитва джума тех кто молился с правителем- по уже упомянутым нами причинам.
[Ответвление]
И если люди прочитают без нужды более одной молитвы джума, и одна из них будет в общей соборной мечети, а другая в маленьком месте которое не вмещает всех молящихся, или в ней невозможно совершить молитву потому что эта мечеть только для султана и его войска, или любой другой причине - либо же одна из них будет в центре города, а другая на окраине - то достоверной будет молитва только тех кто молился в главной соборной мечети либо в центре города, а не у остальных.
И это также слово Малика, ведь он сказал: "Я не считаю что будет действительным джума кого то кроме людей молящихся в центре города".
И это потому что молитва в главной соборной мечети и в центре города имеет отличие от других, и поэтому следует ставить ее выше остальных - подобно джума которую ведет правитель.
И есть также другая сторона - что достоверной будет первая по времени молитва в таком случае, помимо остальных - потому что разрешение правителя более сильная особенность чем то что джума проводится в главной мечети или в центре, и поэтому имам Ахмад обусловил разрешение правителя в одном из двух риваятов.
[Ответвление]
Если же провели без нужды несколько молитв джума, и ни у одной из них нет отличительного достоинтсва перед другими - так как все их разрешил правитель, или ни одну не разрешал, и также все места равняются по возможности проводить в них молитву джума - то достоверной будет только та молитва джума, которая была совершена раньше других.
И это потому что она была проведена в соответствии со всеми ее условиями, и перед ней не было того что ее сделало бы бесполезной, и не было с ней одновременно ничего что ее бы нарушало.
Остальные же молитвы джума совершенные позже - являются недействительными, так как они были совершены в городе, где уже была проведена молитва джума, которая делает ненужными остальные [и их надо переделать как зухр - прим.]
[Ответвление]
И одна молитва считается опередившей другую - если такбиратуль ихрам (такбир открывающий молитву) был совершен раньше чем у другой.
И это потому что когда был произнесен такбиратуль ихрам для одной из них - стало запретным произносить его для другой, так как она бесполезна.
[Ответвление]
И если такбиратуль ихрам в двух и более молитвах был произнесен одновременно, то все они недостоверные, потому что они не могут быть достоверными все вместе, и ни одна из них не заслуживает большей недостоверности чем другая, и поэтому они все вместе недействительны - подобно браку того кто женился одновременно на двух сестрах, или подобно тому когда два валия одной девушки одновременно выдали ее замуж за двух разных человек.
[Ответвление]
И если не известно какая из них была первой или неизвестно опередила одна из них другую или нет - то они все недействительны. И это потому что одна из них недействительна, и неизвестно какая, и ни одна из них не заслуживает недействительности более другой - поэтому они обе становятся недействительными.
Затем же, если известна недействительность всех джума молитв - то нужно повторно один раз совершить джума если это возможно - так как время еще остается, и так как в этом городе не была проведена достоверна джума-молитва, и время позволяет провести ее, поэтому им обязательно это сделать -как будто бы если они вообще ничего до этого не молились.
[Ответвление]
И если они убеждены что одна из них достоверна, но не знают какая - то им не следует молиться ничего кроме зухра, потому что мы убеждены что в этом городе был выполнен фард молитвы джума, так как одна из них была первее другой - и не разрешено больше проводить в нем джума - точно также как если бы мы знали какая именно была первой.
И сказал аль Коды Абу Я'ла: "Есть также сторона что можно им провести еще одну джума, потому что мы вынесли хукм на недействительность всех этих джума, и по сути в городе не совершили ни одну достоверную джума".
Однако верным является то, что они все должны сделать зухр и не делать больше джума - потому что мы убеждены что одна молитва джума была достоверна, но не знаем какая именно - и поэтому эта ситуация подобна той, как если бы два валия выдали бы одну девушку замуж за двух человек, однако один из них опередил бы другого, и не был бы известен тот кто был первым из них - был бы утвержден хукм никяха на эту девушку, и не разрешено бы было ей выйти еще за одного мужа - однако не было бы известно чья именно она жена из этих двух.
Если же мы не знаем как именно они случились и опередила ли одна джума другую вообще - то все таки более верным будет что не разрешено проводить джума повторно, потому что очевидным является что одна из них была достоверной - ведь так что они будут одновременны и один не опередит других в такбиратуль ихрам - очень маловероятно, и то что бывает крайне редко - имеет хукм отсутствующего.
И также потому, что мы сомневаемся в одном из условий дозволенности проведения джума - чтобы не было проведено джума до него, и не разрешено проводить ее при сомнении.
И есть сторона что можно им провести ее еще раз, потому что мы не убеждены что есть препятствие для этого.
Однако вернее что нельзя, [и читается зухр]
Раздел
Если одни начали читать джума, и им разьяснилось во время молитвы, что джума уже была прочитана в этом городе - то их джума становится недействительной, и им надо прервать ее и читать зухр, потому что им стало ясно что такбиратуль ихрам был совершен в тот момент когда уже нельзя было его делать для джума, и джума недостоверна - и это похоже на то как если бы имам сделал такбиратуль ихрам на джума во время асра..
Раздел
И тот, чья деревня рядом с городом, и они слышал азан на джума разносящийся из городом, однако провели джума в деревне - не испортилась от этого джума у людей [деревни] и города, потому что жители деревни находятся вне города, и потому что джума в городе выделяется тем что она в городе.
И если два города близки друг к другу, и в каждом городе слышат азан другого города - подобно Каиру и Мисру - то джума одного из них не будет портить джума другого.
Точно также и две близкие деревни не будут портить джума друг друга - потому что у каждой из них свой отдельный хукм, и далиль на это то, что для числа молящихся джума в одной из этих деревень не будет достаточно, и приедут с другой из них - то это не будет действительно, и не будет джума обязательной на них если их дополнит группа из другой деревни.
Стремиться в другую соседнюю деревню им будет обязательно лишь если у них самих нету джума, и тогда они станут подобны людям местности прилегающей к городу"
Источник: "Аль Мугни", 4/175-178
Комментариев нет:
Отправить комментарий