Что значит "Разногласие моей Уммы - милость"?
Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуЛлагьи уа баракятух. Верен ли смысл слов вроде "разногласия сподвижников милость Аллаха для Уммы"?
Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Этот хадис от Посланника Аллаха слабый со стороны иснада.
Что же касается его смысла, то если истолковать его на то что все слова факихов являются истиной, и за любым можно следовать все равно считаешь ты его истиной или нет - то это ошибка, потому что два противоречащих друг другу слова не могут быть истиной одновременно.
Сказал Ибн аль-Косим ученик Малика:
سَمِعْتُ مَالِكًا وَاللَّيْثَ بْنَ سَعْدٍ، يَقُولَانِ فِي اخْتِلَافِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَذَلِكَ أَنَّ أُنَاسًا يَقُولُونَ: فِي ذَلِكَ تَوْسِعَةٌ فَقَالَ: «لَيْسَ كَذَلِكَ إِنَّمَا هُوَ خَطَأٌ وَصَوَابٌ»
"Я слышал как Малик и аль Лейс Ибн Ас-Са'д сказали касательно разногласий сподвижников Посланника Аллаха, мир ему: "Некоторые люди говорят что в этом обширность, однако это не так, однако среди их слов есть истина и есть ошибка"
Источник: "Джамиу баян аль ильм", 2/906
Сказал аль Коды Исмаиль Ибн Исхак (199 - 282 г.х.) делая шарх их слов:
إِنَّمَا التَّوْسِعَةُ فِي اخْتِلَافِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَوْسِعَةٌ فِي اجْتِهَادِ الرَّأْيِ فَأَمَّا أَنْ يَكُونَ تَوْسِعَةً لِأَنْ يَقُولَ النَّاسُ بِقَوْلٍ وَاحِدٍ مِنْهُمْ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَكُونَ الْحَقُّ عِنْدَهُ فِيهِ فَلَا وَلَكِنَّ اخْتِلَافَهُمْ يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُمُ اجْتَهَدُوا فَاخْتَلَفُوا
"Обширность в разногласии сподивжников Посланника Аллаха мир ему - обширность в приложении усердия для выявления верного из их мнений.
Что же касается того чтобы это было обширностью в том чтобы говорить слово одного из разногласящих независимо от того, является это истиной у говорящего или нет - то это не дозволено.
Однако их разногласие указывает на то что они совершали иджтихад и разногласили в нем"
Источник: "Джамиу баян аль ильм", 2/906
Если же истолковать его на то, что в вопросах где нет ясных текстов от Пророка и сподвижников, и которые ученые построили на кыясе и иджтихаде, либо же где есть некоторая доля столкновения между доказательствами - и затем кто то следует мнению одного из ученых в этом вопросе считая его вреным - то не делается сильное порицание, и не разрываются отношения, и не обязывают людей следовать слову одного факиха помимо других - то это будет верным.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
الْحَاكِمَ لَيْسَ لَهُ أَنْ يَنْقُضَ حُكْمَ غَيْرِهِ فِي مِثْلِ هَذِهِ الْمَسَائِلِ وَلَا لِلْعَالِمِ وَالْمُفْتِي أَنْ يُلْزِمَ النَّاسَ بِاتِّبَاعِهِ فِي مِثْلِ هَذِهِ الْمَسَائِلِ؛ وَلِهَذَا لَمَّا اسْتَشَارَ الرَّشِيدُ مَالِكًا أَنْ يَحْمِلَ النَّاسَ عَلَى " مُوَطَّئِهِ " فِي مِثْلِ هَذِهِ الْمَسَائِلِ مَنَعَهُ مِنْ ذَلِكَ. وَقَالَ: إنَّ أَصْحَابَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَفَرَّقُوا فِي الْأَمْصَارِ وَقَدْ أَخَذَ كُلُّ قَوْمٍ مِنْ الْعِلْمِ مَا بَلَغَهُمْ. وَصَنَّفَ رَجُلٌ كِتَابًا فِي الِاخْتِلَافِ فَقَالَ أَحْمَد: لَا تُسَمِّهِ " كِتَابَ الِاخْتِلَافِ " وَلَكِنْ سَمِّهِ " كِتَابَ السُّنَّةِ وَلِهَذَا كَانَ بَعْضُ الْعُلَمَاءِ يَقُولُ: إجْمَاعُهُمْ حُجَّةٌ قَاطِعَةٌ وَاخْتِلَافُهُمْ رَحْمَةٌ وَاسِعَةٌ. وَكَانَ عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ يَقُولُ: مَا يَسُرُّنِي أَنَّ أَصْحَابَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يَخْتَلِفُوا؛ لِأَنَّهُمْ إذَا اجْتَمَعُوا عَلَى قَوْلٍ فَخَالَفَهُمْ رَجُلٌ كَانَ ضَالًّا وَإِذَا اخْتَلَفُوا فَأَخَذَ رَجُلٌ بِقَوْلِ هَذَا وَرَجُلٌ بِقَوْلِ هَذَا كَانَ فِي الْأَمْرِ سَعَةٌ. وَكَذَلِكَ قَالَ غَيْرُ مَالِكٍ مِنْ الْأَئِمَّةِ: لَيْسَ لِلْفَقِيهِ أَنْ يَحْمِلَ النَّاسَ عَلَى مَذْهَبِهِ. وَلِهَذَا قَالَ الْعُلَمَاءُ الْمُصَنِّفُونَ فِي الْأَمْرِ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيِ عَنْ الْمُنْكَرِ مِنْ أَصْحَابِ الشَّافِعِيِّ وَغَيْرِهِ: إنَّ مِثْلَ هَذِهِ الْمَسَائِلِ الِاجْتِهَادِيَّةِ لَا تُنْكَرُ بِالْيَدِ وَلَيْسَ لِأَحَدِ أَنْ يُلْزِمَ النَّاسَ بِاتِّبَاعِهِ فِيهَا؛ وَلَكِنْ يَتَكَلَّمُ فِيهَا بِالْحُجَجِ الْعِلْمِيَّةِ فَمَنْ تَبَيَّنَ لَهُ صِحَّةُ أَحَدِ الْقَوْلَيْنِ تَبِعَهُ وَمَنْ قَلَّدَ أَهْلَ الْقَوْلِ الْآخَرِ فَلَا إنْكَارَ عَلَيْهِ.
"У судьи нет права нарушать хукм другого в подобных вопросах, равно как и у ученого и муфтия нет права обязывать людей следовать за собой в подобных иджтихадовских вопросах.
И поэтому когда Харун ар Рашид спросил у Малика, не следует ли ему обязать людей следовать за "Муваттой" Малика в подобных вопросах, Малик запретил ему это, и сказал: "Сподвижники Пророка разошлись по разным странам, и каждые люди последовали тому что до них дошло из знаний"
И один человек написал книгу и назвал ее "Книгой разногласий", и имам Ахмад сказал ему: "Не называй ее книгой разногласий, однако назови "книгой широты".
И поэтому некоторые ученые говорили, что единогласие ученых - категоричный довод, а их разногласие - широкая милость.
И Умар Ибн Абдуль Азиз говорил: "Меня не радовало бы если бы сподвижники Посланника Аллаха не разногласили" - и это потому что когда они обьединились на каком то слове то противоречащий ему будет заблудшим, а когда они разногласят и человек взял слово одного из них - то в этом есть широта.
И также и другие имамы помимо Малика сказали: "Факих не должен заставлять людей следовать своим мнениям"
И поэтому сказали ученые которые писали книги о правилах призыва к одобряемому и запрета порицаемого из шафиитов и других - что в подобных вопросах иджтихада не разрешено исправлять порицаемое рукой, и что никому из людей не дозволен заставлять следовать себе в этих вопросах.
Однако следует разговаривать в них научными доводами, и кому разьяснилось верность одного из слов - он следует за ним, а кто следует за другим словом - не порицает его"
Источник: "Маджму аль фатауа", 30/79-80
И также это милость с той стороны что факихи и ученые прощаются за ошибку в этих вопросах и даже получают вознаграждение
Что же касается разногласий в основах религии то это не является милостью однако является заблуждением ведущим к Огню, согласно хадису о 73 течениях и другим текстам.
Аллах знает лучше. {jcomments on}
Комментариев нет:
Отправить комментарий