Как молиться человеку, у которого наджаса на одежде и нет возможности ее удалить?
Вопрос: Как молиться человеку, у которого наджаса на одежде и нет возможности ее удалить?
Ответ: Хвала Аллаху.
Разногласят в этой теме факихи саляфов на два мнения.
- Сказал Муваффак Ибн Кудама:
فَإِنْ لَمْ يَجِدْ إلَّا ثَوْبًا نَجِسًا ، قَالَ أَحْمَدُ : يُصَلِّي فِيهِ ، وَلَا يُصَلِّي عُرْيَانًا وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ ، وَالْمُزَنِيِّ وَقَالَ الشَّافِعِيُّ ، وَأَبُو ثَوْرٍ : يُصَلِّي عُرْيَانًا ، وَلَا يُعِيدُ ؛ لِأَنَّهَا سُتْرَةٌ نَجِسَةٌ ، فَلَمْ تَجُزْ لَهُ الصَّلَاةُ فِيهَا ، كَمَا لَوْ قَدَرَ عَلَى غَيْرِهَا
"Если у человека нет ничего кроме одежды в наджасе, то сказал Ахмад: "Он молится в ней, и не молится голым"
И это также слово Малика, и аль-Музани.
И сказали аш Шафии, и Абу Саур: "Молится голым, и потом не делает молитву повторно, потому что эта одежда - онаджасенное закрытие аурата, и не разрешено ему молится в ней, подобно тому как если бы он мог бы найти другую"
Источник: "Аль-Мугни", 3/40
И верным, а Аллах знает лучше, является слово имама Ахмада, и далиль на это:
- Асары пришедшие о том, что сподвижники молились в то время как их раны истекали кровью, и не передано ни от кого от них чтобы он молился голым, в то время как кровь - наджас вокруг которого иджма Уммы, и они делали так лишь потому, что невозможно было очистить тело и одежду от постоянно текущей из ран крови
- То, что закрытие аурата в молитве - обязательство вокруг которого есть единогласие Уммы и установленное категоричными текстами, и молитва голыми - обряд мушриков, в то время как очищение от наджаса - есть разногласие ученых, является ли это условием достоверности молитвы.
Сказал имам Ибн Теймия:
مصلحة الستر أهم من مصلحة اجتناب النجاسة لأنه يجب في الصلاة و غيرها و ثبت وجوبه بالكتاب و السنة و الإجماع المتقدم و سمى الله تركه فاحشة بخلاف اجتناب النجاسة
"Польза прикрывания аурата больше пользы сторонения наджасатов. Ведь прикрывание аурата обязательно как в молитве так и вне ее, и утверждена обязательность прикрывания урата Кораном и Сунной и древним иджма, и Аллах назвал оставление прикрывания аурата мерзостью - и это все в отличие от отстранения от наджасатов"
Источник: "Шарх аль умда", 3/277
И если встал выбор между этим и тем - то предпочтительнее выбрать то вокруг чего есть иджма и обязательность чего яснее в Шариате и религии.
- Если же он сделав молитву, обнаружил чистую одежду, или средства удаления наджасы - следует ли ему повторить молитву в чистой одежде?
Верным мнением является что не следует.
Сказал Ибн Кудама:
الْمَنْصُوصُ عَنْ أَحْمَدَ أَنَّهُ لَا يُعِيدُ ؛ لِأَنَّ الطَّهَارَةَ مِنْ النَّجَاسَةِ شَرْطٌ قَدْ فَاتَتْ وَقَدْ نَصَّ فِي مَنْ صَلَّى فِي مَوْضِعٍ نَجِسٍ لَا يُمْكِنُهُ الْخُرُوجُ مِنْهُ أَنَّهُ لَا يُعِيدُ . فَكَذَا هَاهُنَا وَهُوَ مَذْهَبُ مَالِكٍ ، وَالْأَوْزَاعِيِّ وَهُوَ الصَّحِيحُ ؛ لِأَنَّهُ شَرْطٌ لِلصَّلَاةِ عَجَزَ عَنْهُ ، فَسَقَطَ كَالسُّتْرَةِ وَالِاسْتِقْبَالِ ، بَلْ أَوْلَى ، فَإِنَّ السُّتْرَةَ آكَدُ ، بِدَلِيلِ تَقْدِيمِهَا عَلَى هَذَا الشَّرْطِ ، ثُمَّ قَدْ صَحَّتْ الصَّلَاةُ وَأَجْزَأَتْ عِنْدَ عَدَمِهَا ، فَهَاهُنَا أَوْلَى فَإِنْ لَمْ يَجِدْ إلَّا ثَوْبَ حَرِيرٍ صَلَّى فِيهِ ، وَلَا يُعِيدُ
"Тем о чем прямо сказал имам Ахмад - является мнение о том что такой не повторяет молитву. И это потому что очищение от наджасов условие молитвы которое нельзя было выполнить, и имам Ахмад ясно сказал что кто молился в месте где наджаса и не мог выйти из него - не повторяет потом молитву, и также - и тут.
И это мазхаб Малика и аль-Аузаи, и это - верное мнение.
Это потому что это условие молитвы которое невозможно было выполнить и поэтому оно спало - подобно тому как спадает закрывание аурата и обращение в сторону киблы при невозможности это сделать.
Однако, сторонение наджасы имеет даже больше оснований спадать, потому что закрывание аурата сильнее в обязательности, по далилю того что оно ставится вперед этого условия, и раз достоверна молитва и действительна когда человек не мог закрыть аурат - то тем более она будет достоверна когда он не мог очиститься от наджасы.
И также если у него был только шелковая одежда - он молится в нем и не повторяет молитву потом"
Источник: "Аль-Мугни", 3/40
А Аллах знает лучше.
джазакАллагьу хайран
ОтветитьУдалить