Биография имама аш-Шафии
Первая часть перевода биографии имама аш Шафии из "Хильятуль авлия"
Сказал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани, да смилуется над ним Аллах
"Из авлия Аллаха - совершенный имам, алим, действующий по своим знаниям, обладатель высокого благородства, и красивого характера, щедрости и великодушности, освещающий своим светом мрак невежества, разьяснивший проблемное, и прекрасно обьяснивший ставящие в тупик вещи, тот, чьё знание распространилось на Западе и Востоке, и чей мазхаб распространился как на суше и на море, следующий за Сунной и асарами, и за тем, на чем собрались мухаджиры и ансары, бравший знание от лучших имамов, и от него самого передавали мудрые ученые, хиджазец, курейшит, Абу Абдуллах, Мухаммад Ибн Идрис аш Шафии, да будет доволен им Аллах и сделает его самого довольным.
Он достиг высокой степени, и добился благородных достоинств, ведь степени и достоинства - заслуживает их тот, у кого есть религия и происхождение, а у аш Шафии были оба этих качества, да смилуется над ним Аллах - достоинство знания, и действия по нему, и достоинство происхождения, по причине его близости к Посланнику Аллаха, мир ему.
Его достоинство в знании - это то, чем выделил его Аллах - владение разными видами знаний, и его углубление в науки требующие мудрости. Ведь он извлекал скрывающиеся смыслы, и разьяснил благодаря своему пониманию, основы и фундаменты, и добился этого благодаря тем благородным мнениям, которыми Аллах наделяет курейшитов.
- И это пришло в том, что передано от Джубейра Ибн Мут'има, от Посланника Аллаха, мир ему, что он сказал: "У курейшитов сила вдвое больше, чем у других". И спросили аз Зухри: "Что имеется ввиду под этим?" Он ответил: "Благородность мнений"
- От Бухейна Ибн Газвана, что он сказал: "Сказал Посланник Аллаха, мир ему: "Сила курейшита равняется силе двух человек из других"
- От Анаса Ибн Малика, что он сказал: "Пророк, мир ему, обратился к нам с проповедью в день джума, и сказал: "О люди, ставьте вперед курейшитов, и не опережайте их..", или "обучайтесь у курейшитов, и не обучайте их", ведь истинно сила одного курейшита равняется силе двух человек из других, и аманат одного человека из их числа равняется аманату двух других"
- От Али, что он сказал: "Посланник Аллаха обратился к нам с хутбой в аль-Джухфа, и сказал: "О люди, разве я не первее вам, чем вы сами?". Они ответили: "Да о Посланник Аллаха". Он сказал: "Так знайте же, что я опережу вас перед Водоемом, и спрошу о двух вещах: о Коране, и о моем роде. Не опережайте курейшитов, ведь тогда вы погибнете, и не отставайте от них, и тогда вы заблудитесь, и сила одного курейшита равна силе двух человек, вы хотите превзойти курейшитов в фикхе? Но ведь они больше в нем чем вы, и если бы я не знал, что курейшиты станут неблагодарными к милостям Аллаха, я рассказал бы, что им уготовано перед Аллахом - ведь лучшие из курейшитов - лучшие люди, а худшие из курейшитов - лучшие из худших людей"
- От Абдуллаха Ибн Мас'уда что он сказал: "Сказал Посланник Аллаха: "Не ругайте курейшитов, ведь знающий из их числа наполнит землю знанием. О Аллах, ты пролил на первых из них мучение, так пролей же на последних из них свои дары"
- От Ибн Аббаса, что он сказал: Сказал Посланник Аллаха: "Безопасность людей от разногласий - мувалят к курейшитам, курейшиты люди Аллаха" - и повторил это три раза, "А когда противоречит им какое то племя из арабов, то они становятся партией Иблиса"
- От Ибн Аббаса, что он сказал: Сказал Посланник Аллаха: "О Аллах, наставь курейшитов, ведь знание одного из их ученых наполнит землю. О Аллах, ты пролил на первых из них мучение, так пролей же на последних из них свои дары"
- От Муджахида, что он сказал в тафсире аята: "Истинно, этот Коран - хорошее упоминание о тебе, и твоем народе" - "Будет говориться: "Из какого народа этот человек, Мухаммад?" Будут отвечать: "Из арабов". "Из каких арабов?" "Из курейшитов"
Глава об упоминании близости его происхождения к происхождению Посланника Аллаха, мир ему
- От Джубейра Ибн Мут'има, что он сказал: "Разделил Посланник Аллаха пятую долю среди своих родственников из Бану Хашим, и Бану аль-Мутталиб. И пришли к нему мы с Усманом Ибн Аффаном, и сказали: "О Посланник Аллаха, мы не отрицаем достоинства Бану Хашим по причине твоего места, ведь Аллах сделал тебя из них. Однако что касается наших братьев из Бани аль-Мутталиб, ты дал им, но не дал нам?" Посланник Аллаха ответил: "Мы, и они - одно целое", и сжал между своими пальцами.
И предельное благородство - это то, чьё благое происхождение будет соединено с лучшим творением Аллаха - Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха
Глава о разьяснении происхождения аш Шафии, рождения, и смерти
- От Хасана Ибн Мухаммада Ибн Саббаха аз-За'фарани, что он сказал: "Сказал нам Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Идрис Ибн аль-Аббас Ибн Усман Ибн Шафии Ибн ас-Саиб Ибн Убейд Ибн Абду Зейд Ибн Хашим Ибн аль-Мутталиб Ибн Абд-Манаф, что он прибыл в Багдад в 158 году хиджры, и пробыл у нас два года, затем отправился в Мекку, затем вернулся к нам в 198 году, и пробыл у нас несколько месяцев, затем уехал. И он красился хной, и был с малой растительностью на щеках"
- От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Умер аш Шафии в 204 году хиджры"
- От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Родился аш Шафии в Газзе или в Аскалане"
- От Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль-Хакама, что он сказал: "Сказал мне аш Шафии: "Я родился в Газзе в 150 году, и меня забрали в Мекку когда мне было 2 года"
- От аз-За'фарани, что он сказал: "Умер Мухаммад Ибн Идрис Абу Абдуллах - в 204 году хиджры"
- От сына дочери аш Шафии, что он сказал: "Умер мой дед в Мисре, и ему был 50 с лишним лет. Его мать была из Азда. Он останавливался в нижней части Мекки. И его женой, которая родила ему, была Хамида Бинт Нафи Ибн Анбаса Ибн Амр Ибн Усман Ибн Аффан"
- От Юнуса Ибн АБдуль А'ля, что он сказал: "Умер аш Шафии в 204 году по хиджре, и ему было 50 с небольшим лет"
- От Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама, что он сказал: "Родился аш Шафии, да смилуется над ним Аллах, в 150 году, и умер в последний день месяца Раджаб в 204 году, и жил - 54 года"
- От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Умер аш Шафии в ночь Джума после иша, после того как прочитал магриб, в последний день месяца раджаб, и мы похоронили его в день джума, и вышли, и увидели по луне что начался месяц Ша'бан, 204 года"
- От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Когда был магриб того дня, когда умер аш Шафии, сказал ему его племянник Я'куб: "Мы спустимся, чтобы помолиться?". И аш Шафии ответил: "А вы что, будете сидеть и ждать пока выйдет моя душа?!". И мы спустились, и помолились, затем поднялись и сказали ему: "А ты помолился, да исцелит тебя Аллах?". Он сказал: "Да", и попросил воды. А была зима, и сказал его племянник: "Перемешайте воду с горячей". И сказал аш Шафии: "Нет, добавьте сиропа айвы". И он умер с наступлением молитвы иша.
- От Ахмада Ибн Синана аль-Васиты, что он сказал: "Я видел, как цвет головы и бороды аш Шафии покраснел" - то есть, имея ввиду, что он подкрашивал хной, следуя за Сунной
- От Юнуса Ибн Абдуль А'ля, что он сказал: "Аш Шафии умер, когда ему было 50 с лишним лет, и он подкрашивал то, что у него было из седины"
- От Юсуфа Ибн Язида аль-Каратыси, что он сказал: "Я сидел с Мухаммадом Ибн Идрисом аш Шафии, и слышал его слова. И он немного подкрашивал своб бороду. А мне тогда было всего 17 лет. И я был на маджлисах аш Шафии, и был на джаназе Абдуллаха Ибн Вахба"
- От Абу Аль-Валида Ибн аль-Джаруда, что он сказал: "Возраст моего отца и возраст аш Шафии был одинаковым, и мы посмотрели на его возраст, и увидели что когда умер аш Шафии ему было 52 года"
- От Ибн Хузеймы, от Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Я заучил аль-Муватту, до того как пришёл к Малику, и когда пришёл к нему, он сказал мне: "Ищи того, кто почитает ее тебе". Я сказал ему: "Нет, послушай же мое чтение, и либо тебе понравится, либо если нет, то буду искать того, кто почитает ее со мной". И он сказал мне: "Читай", и я прочитал ему.
- И от Рабии Ибн Сулеймана, что он сказал: "Я слышал как аш Шафии сказал: "Я пришёл к Малику, когда мне было 12 лет, чтобы прочитать с ним "Аль-Муватта", и они посчитали меня очень малым.." и упомянул эту историю с тем же смыслом
- От Юнуса Ибн Абдуль-А'ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Всякий раз, когда я заглядывал в "Аль-Муватту", я прибавлялся пониманием"
- От Харуна Ибн Саида, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Нет книги после Книги Аллаха более полезной, чем книга "Аль-Муватта" Малика Ибн Анаса"
- От Юнуса Ибн Абдуль-А'ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уейна, то пропало бы знание Хиджаза"
- От Юнуса Ибн Абдуль-А'ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Если приходит Малик, то он подобен звезде"
- От Хусейна аль-Карабиси, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Я записывал стихи, и приходил к бедуинам и слушал от них. И я прибыл в Мекку, пробыл там, а когда я выходил из нее, я декламировал стихи Лябида. И меня услышал человек из привратников, и ударил меня и сказал: "Человек из курейшитов, да еще из рода Абдуль Мутталиба, доволен для своей религии и мирской жизни быть учителем детей? Что такое стихи? Когда ты полностью овладеешь стихами, тебя будут нанимать лишь чтобы ты учил детей. Изучай фикх, и дарует тебе Аллах знания". И Аллах дал мне пользу посредством слов этого привратника. И я вернулся в Мекку, и стал брать знания от Суфьяна Ибн Уейны, сколько пожелал это Аллах, затем я учился у Муслима Ибн Халида аз Занджи, затем стал читать с Маликом Ибн Анасом. Я записал "Аль-Муватту", и сказал ему: "О Абу Абдуллах, можно прочитать ее с тобой?" Он сказал: "О сын моего брата, приходи с кем нибудь взрослым, кто прочитает мне, а ты будешь слушать". И я сказал ему: "Я сам почитаю тебе, а ты послушай". Он сказал мне: "Читай". И когда услышал мое чтение, разрешил мне читать с ним, и я читал ему, пока не дошел до раздела "Ас-Сияр", и он сказал мне: "Забудь это, о сын моего брата, изучай фикх, и ты возвысишься". И затем я пришёл к Мус'абу Ибн Абдуллаху, и поговорил с ним, чтобы он поговорил с некоторыми из наших родственников, чтобы тот дал мне что-то из имушества, так как у меня была такая бедность и нужда, что лишь Аллах знает это. И сказал мне Мус'аб: "Я пришёл к такому-то, и он сказал: "Ты говоришь со мной про человека, который был из нас, а потом стал противоречить нам?". И он дал мне 100 динаров. И Мус'аб сказал мне: "Харун ар Рашид написал мне чтобы я отправлялся судьей в Йемен, выходи с нами, быть может Аллах возместит тебе то что занял тебе этот человек?". И он отправился судьей в Йемен, а я вышел с ним. И когда мы были в Йемене, и стали общаться с людьми - написал Муттариф Ибн Мазин Харуну ар Рашиду: "Если ты хочешь, чтобы Йемен не восстал против тебя и не вышел из под твоей власти - то выгони из него Мухаммада Ибн Идриса", и упомянул еще группу курейшитов из рода аль-Мутталиба. И Хаммад аль-Азизи послал за мной, и меня заковали в кандалы, и мы прибыли к Харуну, и меня ввели к нему" - и упомянул историю с Харуном. "Потом, когда меня вывели от него, у меня оставалось 50 динаров, а Мухаммад Ибн аль-Хасан в то время был в Ракке. И я потратил эти 50 динаров на книги сторонников Абу Ханифы, и понял, что лучшим примеров для сравнения с их книгами - будет человек, который жил у нас, которого звали Фаррух. Он продавал масла из своих бурдюков. И когда его спрашивали: "У тебя есть масло "фуршнан"? Он говорил: "Да". Его спрашивали: "Есть жасминовое масло?" Он говорил: "Да".Если спрашивали: "А есть чернила?" Он говорил: "Да". А когда ему говорили: "Покажи мне", он доставал то что у него есть в этих бурдюках, а их было много - и тут видели, что во всех них одно и то же масло. Также я обнаружил и книги Абу Ханифы - он говорил: "Книга Аллаха, Сунна Его Посланника", в то время как они противоречили этому"
Продолжение следует..
Комментариев нет:
Отправить комментарий