Имам ад Дарими: божество джахмитов не стоит и двух фиников.
Великие слова имама ад Дарими о разнице между Таухидом искренних единобожников и "таухидом" джахмитов (будь то джахмиты, мутазилиты, ашариты, матуридиты) которые поклоняются искалеченному обрезанному слепому немому идолу у которого нет ни Ног, ни Рук, ни Глаз, который не говорит и не способен двигаться, и который "нигде" или "везде".
Сказал имам ад Дарими (ум. 280 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в "Ан-Накд", 330:
وَالْعَجَبُ مِنَ الْمَرِيسِيِّ صَاحِبِ هَذَا الْمَذْهَبِ، أَنَّهُ يَدَّعِي تَوْحِيدَ اللَّهِ بِمِثْلِ هَذَا الْمَذْهَبِ وَمَا أَشْبَهَهُ، وَقَدْ عطل جَمِيع صِفَات الْوَاحِدِ الْأَحَدِ، فَادَّعَى فِي قِيَاسِ مَذْهَبِهِ أَنَّ وَاجِدَهُ الَّذِي يُوَحِّدُهُ إِلَهٌ مُجَدَّعٌ مَنْقُوصٌ مُشَوَّهٌ مَشِيجٌ مقصوص لَا تتمّ وحدانية إِلَّا بِمَخْلُوقٍ، وَلَا يَسْتَغْنِي عَنْ مَخْلُوقٍ: مِنَ الْكَلَامِ وَالْعِلْمِ وَالِاسْمِ. وَيْلَكَ! إِنَّمَا الْمُوَحِّدُ الصَّادِقُ فِي تَوْحِيدِهِ الَّذِي يُوَحِّدُ اللَّهَ بِكَمَالِهِ وَبِجَمِيعِ صِفَاتِهِ فِي عِلْمِهِ2 وَكَلَامِهِ وَقَبْضِهِ وَبَسْطِهِ وَهُبُوطِهِ وَارْتِفَاعِهِ، الْغَنِيَّ عَن جيمع خلقه صِفَاتِهِ: مِنَ النَّفْسِ وَالْوَجْهِ وَالسَّمْعِ وَالْبَصَرِ وَالْيَدَيْنِ وَالْعِلْمِ وَالْكَلَامِ، وَالْقُدْرَةِ وَالْمَشِيئَةِ وَالسُّلْطَانِ الْقَابِضَ الْبَاسِطَ، الْمُعِزَّ الْمُذِلَّ، الْحَيَّ الْقَيُّومَ، الْفَعَّالَ لِمَا يَشَاءُ. هَذَا إِلَى التَّوْحِيدِ أَقْرَبُ مِنْ هَذَا3 الَّذِي يُوَحِّدُ إِلَهًا مُجَدَّعًا4 مَنْقُوصًا مَقْصُوصًا، لَوْ كَانَ عَبْدًا عَلَى هَذِهِ الصِّفَةِ لَمْ يكن يُسَاوِي تمرين؟ فَكَيْفَ يَكُونُ مِثْلُهُ إِلَهًا لِلْعَالَمِينَ؟ تَعَالَى اللَّهُ عَنْ هَذِهِ الصِّفَةِ5.
"Какое удивление этому аль-Мариси, придерживающегося таких убеждений! Он заявляет что он - приверженец Таухида который исповедует посредством таких убеждений и похожих на них! В то время как он сделал та'тыль всем Качествам Единого, и заявил в том что вытекает из его убеждений, что его "единый бог"- это искалеченное изуродованное неполное обрезанное божество, единая божественность которого не получится кроме как при помощи творений, и которое не может никак обойтись без творений, с помощью которых оно говорит, и знает, и называется.
Горе тебе! Правдивым муваххидом является лишь тот кто уединил Аллаха будучи убежденным в Его Совершенстве, и всех его качествах - в Знании,Словах, Сжатии и Простирании, Снижении и Возвышении, и Который не нуждается в своих творениях ни в одном из своих Качеств - как Сущность, и Лик, и Слух, и Зрение, и Две Руки, и Знание, и Слова,и Способность, и Желание, и Власть - который является Сжимающим и Простирающим, Возвеличивающим и Унижающим, Живым и Сущим, и Совершающим абсолютно всё, что пожелает.
И тот, кто уединил Аллаха таким образом - именно он муваххид, а не тот, кто уединил искалеченное неполное обрезанное "божество". Если бы раб был с такими качествами, то он не стоил бы двух фиников, так как же будет подобное "божество" Господом Миров?! Пречист Аллах от таких качеств"
Источник: ""Ан-Накд", 330
Великие слова имама ад Дарими о разнице между Таухидом искренних единобожников и "таухидом" джахмитов (будь то джахмиты, мутазилиты, ашариты, матуридиты) которые поклоняются искалеченному обрезанному слепому немому идолу у которого нет ни Ног, ни Рук, ни Глаз, который не говорит и не способен двигаться, и который "нигде" или "везде".
Сказал имам ад Дарими (ум. 280 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в "Ан-Накд", 330:
وَالْعَجَبُ مِنَ الْمَرِيسِيِّ صَاحِبِ هَذَا الْمَذْهَبِ، أَنَّهُ يَدَّعِي تَوْحِيدَ اللَّهِ بِمِثْلِ هَذَا الْمَذْهَبِ وَمَا أَشْبَهَهُ، وَقَدْ عطل جَمِيع صِفَات الْوَاحِدِ الْأَحَدِ، فَادَّعَى فِي قِيَاسِ مَذْهَبِهِ أَنَّ وَاجِدَهُ الَّذِي يُوَحِّدُهُ إِلَهٌ مُجَدَّعٌ مَنْقُوصٌ مُشَوَّهٌ مَشِيجٌ مقصوص لَا تتمّ وحدانية إِلَّا بِمَخْلُوقٍ، وَلَا يَسْتَغْنِي عَنْ مَخْلُوقٍ: مِنَ الْكَلَامِ وَالْعِلْمِ وَالِاسْمِ. وَيْلَكَ! إِنَّمَا الْمُوَحِّدُ الصَّادِقُ فِي تَوْحِيدِهِ الَّذِي يُوَحِّدُ اللَّهَ بِكَمَالِهِ وَبِجَمِيعِ صِفَاتِهِ فِي عِلْمِهِ2 وَكَلَامِهِ وَقَبْضِهِ وَبَسْطِهِ وَهُبُوطِهِ وَارْتِفَاعِهِ، الْغَنِيَّ عَن جيمع خلقه صِفَاتِهِ: مِنَ النَّفْسِ وَالْوَجْهِ وَالسَّمْعِ وَالْبَصَرِ وَالْيَدَيْنِ وَالْعِلْمِ وَالْكَلَامِ، وَالْقُدْرَةِ وَالْمَشِيئَةِ وَالسُّلْطَانِ الْقَابِضَ الْبَاسِطَ، الْمُعِزَّ الْمُذِلَّ، الْحَيَّ الْقَيُّومَ، الْفَعَّالَ لِمَا يَشَاءُ. هَذَا إِلَى التَّوْحِيدِ أَقْرَبُ مِنْ هَذَا3 الَّذِي يُوَحِّدُ إِلَهًا مُجَدَّعًا4 مَنْقُوصًا مَقْصُوصًا، لَوْ كَانَ عَبْدًا عَلَى هَذِهِ الصِّفَةِ لَمْ يكن يُسَاوِي تمرين؟ فَكَيْفَ يَكُونُ مِثْلُهُ إِلَهًا لِلْعَالَمِينَ؟ تَعَالَى اللَّهُ عَنْ هَذِهِ الصِّفَةِ5.
"Какое удивление этому аль-Мариси, придерживающегося таких убеждений! Он заявляет что он - приверженец Таухида который исповедует посредством таких убеждений и похожих на них! В то время как он сделал та'тыль всем Качествам Единого, и заявил в том что вытекает из его убеждений, что его "единый бог"- это искалеченное изуродованное неполное обрезанное божество, единая божественность которого не получится кроме как при помощи творений, и которое не может никак обойтись без творений, с помощью которых оно говорит, и знает, и называется.
Горе тебе! Правдивым муваххидом является лишь тот кто уединил Аллаха будучи убежденным в Его Совершенстве, и всех его качествах - в Знании,Словах, Сжатии и Простирании, Снижении и Возвышении, и Который не нуждается в своих творениях ни в одном из своих Качеств - как Сущность, и Лик, и Слух, и Зрение, и Две Руки, и Знание, и Слова,и Способность, и Желание, и Власть - который является Сжимающим и Простирающим, Возвеличивающим и Унижающим, Живым и Сущим, и Совершающим абсолютно всё, что пожелает.
И тот, кто уединил Аллаха таким образом - именно он муваххид, а не тот, кто уединил искалеченное неполное обрезанное "божество". Если бы раб был с такими качествами, то он не стоил бы двух фиников, так как же будет подобное "божество" Господом Миров?! Пречист Аллах от таких качеств"
Источник: ""Ан-Накд", 330
Комментариев нет:
Отправить комментарий